Человек, хоть раз смотревший американский фильм «Красная жара», сразу с понимающим видом кивнёт вам, если вы при нём произнесёте словосочетание «развесистая клюква». Советские бандиты с ирокезами на голове, кричащие с чудовищные акцентом сакраментальное «Какие ваши доказатъелства?» и русский медведь-милиционер в каноничном исполнении Арнольда Шварценеггера – всё это заставляет, смотря не особенно комедийный боевик, корчиться в пароксизмах хохота. Разумеется, относится это только к русскому человеку – западный зритель, взращенный на песне «Ра-Ра-Распутин», искренне полагает, что российские реалии примерно так и выглядят.
Русская тема на Западе вообще очень популярна – достаточно взглянуть на список экранизаций отечественной классики (все сплошь с главным русским Голливуда Юлом Бриннером). В массовой западной культуре тема русских тоже весьма расхожа – была такой во времена Железного Занавеса, осталась таковой и сейчас.
Конечно, несколько окарикатуренное изображение нашей родины в зарубежном масскульте может немного напрягать: все эти казаки на медведях, балалаечники, пьющие водку из самоваров и загадочные надписи вроде «Ядернии електроди перегрилис, и наступил момант» на псевдорусском языке – всё это выглядит откровенно смешно. С другой стороны, вряд ли нас заботит, сколько «клюквы» увидит «забугорный» зритель, включив наше кино об «их жизни» - а увидит он эту клюкву несомненно, разве что в чуть меньшем количестве.
Ничего удивительного в том, что в Америке «русская тема» педалируется очень мощно, особенно после окончания Холодной войны, и наши бывшие соотечественники пользуются там большой популярностью – пускай в основном в ролях «русской мафии» и «злого полковника KGB», но тем не менее. То же самое относится и к музыкантам – тем более, они и сами не прочь поэксплуатировать свои советские корни. Регина Спектор, к восторгу публики вставляющая в текст песни «Apres moi» строки из Пастернака; Евгений Гудзь, в самый разгар развесёлой «Wonderlust king» внезапно поющий «Да, я шут, я циркач…» - это уже не отдельные случаи, это тенденции.
Очень хорошо в эту «тонкую красную линию» укладывается группа, одним своим названием символизирующая эту общность парадигм –«Red Elvises» или «Красные Элвисы». Название невольно заставляет вспоминать легендарных «Ленинградских ковбоев»; это не случайно – между этими группами действительно много общего, хотя есть и фундаментальная разница. «Ковбои» - это «их» люди, имитирующие «наших» (со всеми «клюквенными» атрибутами, конечно). «Элвисы» - это «наши» (условно) люди, талантливо имитирующие «зарубеж» - да не просто имитирующие, а покусившиеся на главного поп-идола всея Америки.
Конечно, кто только на этого поп-идола не покушался – двойников Элвиса по всему миру больше, чем звёзд на небе. Именно поэтому Олег Бернов, Игорь Юзов и Женя Колыханов решили не играть на поле американской культурной традиции, а перенести эту традицию на собственное поле. В результате этого эксперимента и появилась группа как будто англоязычная, но и не без ярковыраженного одесского шарма.
С вышеупомянутыми «Ленинградскими ковбоями» «Элвисов» роднит ещё одно обстоятельство – и те, и другие стали героями фильмов. Правда, «Ковбои» засветились аж в двух полнометражках знаменитого финна Аки Каурисмяки (да ещё и в главных ролях). Фильмография «Элвисов» не столь внушительна, но фильм с их участием – «Шестиструнный самурай» - стал не менее культовым. Помимо небольших ролей в фильме, группа создала и саундтрек к нему – и вот он-то (а заодно и клип, попавший в широкую ротацию на MTV) и прославил «Элвисов» по-настоящему.
За восемнадцать лет существования «Red Elvises» записали одиннадцать только студийных альбомов – и это не считая множества коллабораций, би-сайдов, концертных альбомов, саундтреков… В США яркий, неординарный имидж «Red Elvises», задуманный как пародия, сам уже стал предметом многочисленных пародий и даже чистого копирования (копия копии Элвиса – звучит неплохо?) – а что может быть лучшим свидетельством популярности? Учитывая, что группа знает толк в импровизации и не особо жалует шаблоны – можно уверенно говорить, что на концерте в «Грибоедове» «Элвисы» не посрамят честь великого «тёзки» и исполнят немало новых, «незаезженных» вещей.
16 марта 2013, 21:00
Клуб "Грибоедов"
Воронежская, 2а (м. Лиговский проспект)
(812) 764-43-55, 973-72-73
|