В Советском Союзе рок-музыка (не считая поздней перестройки) была на странном положении — примерно таком же, на каком была парой десятилетий раньше джазовая музыка. То есть не запрещалась напрямую, но и не поощрялась, читаясь тлетворным влиянием чего-то там.
Под строгий запрет попадали разве что самые радикальные течения — вроде «фашиствующего» панка (хотя почему вдруг панк «фашиствовал» и в чём его «фашизм» проявлялся, было не совсем понятно; да и как поймёшь, когда он под запретом). Естественно, о том, чтобы играть тяжёлый металл, и речи быть не могло. Впрочем, хеви-метал в те годы только набирал обороты, и его в мире вообще мало где ещё играли. Но в Союзе и этого не было.
Естественно, у тех меломанов, к которым разными путями просачивался западный рок, возникал некий диссонанс: дескать, хотим играть так же, а почему-то нельзя. До Виктора Цоя и «Ждём перемен» ещё была целая эпоха (не зря названная «застойной») - а пока же, в ответ на попытки сыграть по-западному, власть в лице всяческих органов и худсоветов говорила - «Э, нет, брат, шалишь! Не пущать!».
Конечно, настоящих энтузиастов даже такое остановить не могло. Государственная машина — она, конечно, всесокрушающа, но неповоротлива, и её можно обхитрить, если очень захотеть. Именно этим и занимались первые деятели зарождавшегося русского рока — приняв маскирующее название ВИА и удачно «гримируясь» под эстрадных исполнителей и композиторов.
Рок в те годы только зарождался, и не только у нас, но, по большому счёту, и на Западе. Поэтому такое «сращивание» с эстрадой проходило вполне безболезненно — плодами этого союза была очень качественная поп-музыка, например, Юрий Антонов, который отлично «проводил» на сцену вполне рок-н-ролльные ритмы. Это уже было не размеренное, «руки по швам», пение гимнов во славу дружбы народов. Молодые ВИА и сольные исполнители давали самый настоящий рокерский драйв.
Что было очень важно — это огромный профессионализм даже самых малоизвестных певцов и групп. На сцену тогда без музыкального образования особо старались не пускать, так что невозможны были случаи, когда все собравшиеся в группу музыканты осваивали свои инструменты «по ходу пьесы» или вообще не умели играть — как блаженной памяти «басист» «Sex Pistols» Сид Вишес. В Союзе подобное было не то что исключено — вообще не представимо.
Поэтому один из общепризнанных зачинателей русского рока Александр Градский — далеко не только рок-музыкант. Список его амплуа очень велик: он и рок-исполнитель, и эстрадный композитор, и автор музыки к фильмам, спектаклям, рок-операм, даже актёр. Выдающаяся творческая карьера, заслуженно увенчавшаяся званием Народного артиста!
Конечно, ни о чём подобном не помышлял школьник Саша Градский, в 16 лет собирая свою первую группу. Впрочем, может быть, и помышлял — этого нам знать не дано. Во всяком случае, группа его была одной из первых (хронологически) в СССР, предвосхитив и «Машину времени», и «Аквариум»... Причём этих «первых» групп было даже две — в «первую первую», «Славяне», Градский пришёл вокалистом (пробыл он там недолго), а «вторую первую» уже создал непосредственно. Кстати, в состав знаменитых «Скоморохов» входил не кто иной, как Александр Буйнов — тогда ещё тоже подросток, для которого это был дебют на сцене (что характерно, из группы он ушёл не в другую группу, а в армию).
«Скоморохи» на локальном уровне были очень известной командой, но всё равно это был типично «юношеский коллектив» – в приоритете у Градского была учёба в знаменитой «Гнесинке», поэтому группа вроде как существовала, а вроде и нет, то распадаясь, то снова собираясь, меяя участников и прочее. Неизменной оставалась только фигура вокалиста и главного «мотора» команды: поэтому вскоре Градский (который к тому времени уже получил известность в рядах ВИА «Весёлые ребята») стал восприниматься не как лидер группы, а просто как соло-музыкант с аккомпаниаторами.
Но настоящая слава пришла к Александру после выхода фильма Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых», к которому он написал музыку. Это был первый «кинематографический» опыт молодого музыканта, но, как мы знаем, далеко не последний. К «Романсу» Градский не только сочинил саундтрек, но и исполнил вокальные партии. Успех был оглушительным, причём не только у нас, но и за рубежом. С тех пор Градский прочно вошёл в элиту советской музыкальной сцены.
Творческое наследие Градского огромно... хотя стоп. Обычно, говоря о наследии, мы подразумеваем, что человек, которому оно принадлежит, так или иначе сошёл со сцены. Градского это не касается ни в коей мере, и о «наследии» говорить ещё несколько рановато — потому что оно пополняется беспрестанно.
В конце концов, мы знаем много примеров, когда выдающийся артист с возрастом, в условиях изменившейся общественной жизни, потихоньку прекращает писать новую музыку, давать концерты, а если и выступает пару раз в год перед жаждущей аудиторией, то лишь со старыми шлягерами (даже в этом тексте можно найти такие фамилии). Градскому это чуждо: даже увенчанный всевозможными регалиями, он по-прежнему продуктивен и фонтанирует небывалой творческой энергией.
16 января 2014, 19:00
БКЗ "Октябрьский"
Лиговский просп., 6 (м. Площадь Восстания)
(812) 275-13-00, 275-13-11, 275-12-73
|