17 декабря, в четверг, в 19:00 Санкт-Петербургский Дом музыки (наб. Мойки, 122) приглашает на концерт из цикла «Вечера в Английском зале». Солисты — лауреаты международных конкурсов: Александр Васильев (кларнет), Алексей Морозов (флейта), Оксана Сидягина (арфа).
В программе — любимые публикой камерные произведения для кларнета, флейты и арфы разных эпох и авторов. Ядром вечера станет французская музыка: сонаты Франсиса Пуленка, виртуозные «Интродукция и Рондо каприччиозо» Сен-Санса, фантазии Шабо. Грузинским национальным колоритом дополнит вечер «Ария» Отара Тактакишвили. Изысканные мелодии для арфы прозвучат в пьесах с говорящими названиями: «Феерия» Марселя Турнье и «Серенада» Элиаса Периш-Альварса. Также в программе фантазии на темы из опер Чайковского и Верди, и, конечно же, на темы самого рождественского балета — «Щелкунчик». Партию фортепиано в пьесах для кларнета и флейты исполнит дипломант международных конкурсов Наталья Фролова.
Александр Васильев (24 года) — выпускник Санкт-Петербургской консерватории (класс Заслуженного артиста России, профессора Андрея Казакова), аспирант класса Николя Бальдеру в Высшей Национальной Консерватории Франции в Лионе. Лауреат музыкального конкурса «Lisma» (Нью-Йорк, 2007). Стипендиат Благотворительного Фонда «Русский Стандарт». Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2008 года.
Алексей Морозов (29 лет) — выпускник аспирантуры Академии им. Гнесиных (класс Народного артиста России, профессора Альберта Гофмана). Лауреат конкурса флейтистов “UNISA competition” (ЮАР, 2014). Участник программ Дома музыки с 2015 года.
Оксана Сидягина (25 лет) — выпускница Московской консерватории (класс Народной артистки России, профессора Эмилии Москвитиной). Победительница конкурса «Арфа XXI века» (Москва, 2013) и музыкального интернет-конкурса “eMuse Online Competition” (Афины, 2014), лауреат конкурса арфистов на Комо (Италия, 2014). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2014 года.
В рамках «Вечеров в Английском зале» успешные молодые солисты, участники программ Дома музыки, выступают на конкурсной основе, предлагая свои программы.
Аннотация
В творческом наследии Франсиса Пуленка — французского композитора, пианиста, критика, одного из музыкантов знаменитой французской «Шестерки», большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente. II. Романс. III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора: разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части, мягкость, сентиментальность в медленной второй и жизнерадостность, стремительность в быстрой заключительной части. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все разделы. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени. Композитор писал: «Моя музыка — это мой портрет», подчеркивая тем самым автобиографичность своих сочинений.
Созданная Ф. Пуленком в 1956 году Соната для флейты и фортепиано (I. Allegro мalinconico. II. Cantilena. III. Presto giocoso) предназначалась для флейтиста Ж.–П. Рампаля. Не очень быстрая первая часть с ее несколько меланхолическим оттенком сменяется певучей Кантиленой, и лишь энергичная третья часть вносит элемент живости и веселья. Соната, сразу получившая известность, яркая и насыщенна по звучанию, сложная по технике и образному решению, до сих остается одной из самых исполняемых флейтовых сонат.
Донато Ловрелио был в свое время известен в Италии как яркий исполнитель-флейтист и автор сочинений как для флейты, так и для других деревянных духовых инструментов. Чаще всего композитор обращался к жанру фантазии, создавая виртуозные концертные пьесы на темы из известных итальянских опер, главным образом, Джузеппе Верди (в частности, «Симон Бокканегра», «Дон Карлос»). Опора на хорошо известные, любимые слушателями темы, аранжированные для технически многогранного инструмента, в частности, кларнета расширяли возможность соприкосновения с искусством великого оперного классика, в то же время они формировали репертуар виртуозов-инструменталистов, позволяя им по-новому осмыслить хорошо знакомые мелодии. В основе фантазий Ловрельо всегда лежат самые популярные темы оперы, и из «Травиаты» он заимствует мелодии арии Виолетты, застольной песни и другие известные мотивы.
Александр Шабо — французский кларнетист, солист оркестра Национальной оперы в Париже, участник известного «Вандомского квартета» («Квартета Вандомской площади»). Ансамбль был создан в 2002 году, по замыслу его организаторов, для исполнения музыки разных стилей и направлений. Участники квартета активно создавали аранжировки сочинений композиторов разных стран, в том числе русских — С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича. Среди популярных сочинений А. Шабо выделяется «Фантазия на темы балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”» для кларнета с оркестром, основанная на прекрасных темах сочинения — Марше, Вальсе и прочих.
Отар Тактакишвили — замечательный грузинский композитор, активно работавший в музыкально-театральных и симфонических жанрах, был известен и как автор инструментальных сочинений, в которых активно обозначено национальное начало. Богатейший фольклор Грузии, представленный песенными, танцевальными, инструментальными напевами, определяет особенности трактовки традиционных жанров в творчестве композитора. Соната для флейты и фортепиано, написанная Тактакишвили в 1960 году, сохраняя внешне форму сонатного цикла (I. Allegro cantabile. II. Moderato con moto. III. Allegro scherzando), но в реальном звучании напоминает в большей степени сюиту, где последовательно раскрываются образы и ситуации, характерные для жизни Грузии.
Элиас Периш-Альварс был одним из самых известных арфистов-виртуозов первой половины 19 века, удостоенным в Вене даже звание «придворного». Созданные им сочинения отличаются профессиональным знанием всех возможностей арфы, не случайно их относят к числу лучших опусов для данного инструмента. Среди самых исполняемых произведений композитора — «Серенада», не только отвечающая условиям своего жанра, но разрастающаяся до масштабов виртуозной концертной пьесы.
Е. А. Вальтер-Кюне — известная русская арфистка и педагог. В 1888 году она окончила Петербургскую консерваторию по классу А. Г. Цабеля, с 13-летнего возраста выступала в аристократических салонах Петербурга, исполняя в основном собственные сочинения. Ее транскрипции фортепианных пьес и фантазии на темы из многих русских, французских, итальянских опер, в том числе, «Евгения Онегина», «Фауста», «Риголетто» пользовались большой популярностью и сохраняют ее в наши дни.
Марсель Турнье — французский арфист, композитор, профессор Парижской консерватории по классу арфы. Его творчество отмечено влиянием импрессионистов, что определило особую роль музыкальной пейзажности, нашедшей отражение в многочисленных сочинениях для арфы соло и в ансамбле. Среди наиболее известных сочинений композитора обычно называют пьесу для арфы «Феерия», в которой композитор передает красочную игру огней.
Проф.З.М.Гусейнова
Стоимость билетов 300-350 руб. Аудитория 12+
Обувь на шпильках, фото-видео съёмка запрещены.
Справки и аккредитация по телефонам: (812) 702-60-96
Подробная информация на сайте www.spdm.ru
|