Финляндия – страна небольшая и, казалось бы, периферийная. Но ещё со времён Российской Империи во многих отношениях она была вполне передовой. И пусть по численности населения Финляндия далеко не впереди планеты всей – но зато нет ей равных в создании сотовых телефонов, строительстве линий Маннергейма и особенно в производстве разнообразного металла. И тут подразумевается не цезий (или там стронций), а знаменитые финские металлические группы.
Слово «производство», к музыке вроде как и не применимое, конкретно в этом случае подходит абсолютно точно: ибо в Финляндии действует самое настоящее поточное производство металлических групп. При этом слово «поточное» (в скобках – «конвеерное») отнюдь не означает «халтурное, штампованное, без изюминки». Нет. Финский металл черпается из того же неиссякаемого рога изобилия, что и бристольский трип-хоп, французский шансон или, скажем, алабамское кантри – в неограниченных количествах и (практически) без ущерба качеству.
Причём следует особо отметить, что финский металл – это не цельнолитая болванка и не одна-единственная многочасовая песня, расфасованная по тысячам разных дисков (как это нередко случается с тем же кантри). Сам по себе металл как жанра содержит множество подвидов – и в каждом из них, даже самом экзотическом, оперирует хоть одна предприимчивая финская группа. Так что любители металла (хорошо, будем говорить правильней – «метала» с ударением на Е) могут подобрать себе подходящую группу из страны тысячи озёр как в интернет-магазине – учтены любые требования.
Однако даже если вы, условно говоря, с сомнением относитесь к «The Rasmus», с отвращением – к «Sonata Arctica», а в поясной портрет Вилле Вало по утрам для разминки стреляете из арбалета – всё равно есть некий столп, к которому вы, при всей даже нелюбви, будете относиться с уважением. Это – бывшая вокалистка группы «Nigtwish», а ныне вполне самостоятельная певица первого эшелона финской музыки Тарья Турунен.
Тарья Турунен – это альфа и омега финской металл- и вообще рок-музыки, её Маркс и Энгельс, её Тёмная Башня, тотем и миф; Тарья – это национальная гордость Финляндии, её достояние и ударница финского музыкального соцтруда. Впрочем, стоит ли принудительно втискивать титанического масштаба личность Тарьи в узенькие рамки «национальной музыки»? Нет, Турунен уже давно входит в плеяду рок-исполнителей европейского, да ладно, что там – мирового масштаба.
Пафосно? Конечно. Но и сам жанр, в котором поёт Тарья, симфоник-метал, располагает к наличию пафоса, иногда – в избыточных дозах. Тем большую патетику можно развести вокруг истории самой Тарьи, а история это классическая американская – как из зашуганного гадкого утёнка, которого в школе третировали одноклассники, вырос прекрасный лебедь, «мир огромивший мощью голоса». Сама певица, впрочем, о «донайтвишевских» временах вспоминает неохотно и без всякой патетики – понять её, конечно, можно. Зато вот «Nightwish»…
А «Nightwish» не просто принёс Тарье Турунен известность – нет, работа в этом коллективе выдвинула певицу в ряды ведущих вокалисток поколения, в когорту таких великих поющих женщин, как Лайза Джеррард, Бет Гиббонс и Лиз Фрэйзер. На фоне множества тогдашних финских метал-вокалистов, преимущественно поющих либо визгливо, либо гроулингом, Тарья, с её чистым оперным вокалом удивительной силы моментально стала бриллиантом высшего качества.
«Найтвишевский» период в карьере Тарьи длился долго, очень долго – без малого десять лет. Однако всё, что имеет начало, имеет и конец – трюизм, само собой, но вполне жизненный. И в 2005-м году Тарья наконец отправилась в автономное плаванье – доказывать миру и самой себе, что и без помощи своего отряда викингов она может разрушать голосом стены крепостей.
Стоит ли говорить, что сольная карьера у Тарьи задалась сразу же – на уровне, ничем не уступающем «Найтвишевскому». Больше того – то, что певица больше не скована жёсткими рамками симфонического металла, только позволяет её гигантскому певческому потенциалу развернуться во всю ширь. Так и в Санкт-Петербурге Тарья не ограничится рок-хитами – в сопровождении Симфонического оркестра она исполнит арии сопрано из лучших мировых опер.
17 мая 2013, 19:00
Большой зал Филармонии
Михайловская, 2, ст. м. Невский проспект
(812) 710-42-57, 710-42-90
|