17 сентября выдающийся пианист и композитор Антон Батагов впервые в Петербурге на сцене музея Эрарта представит авторский фортепианный цикл с отрывками из писем игумении Ново-Дивеевского монастыря Серафимы (Наталии Янсон).
Фортепианный цикл «Где нас нет. Письма игумении Серафимы» — произведение Антона Батагова, посвященное истории одной семьи, на долю которой выпали испытания большой истории XX века. Наталия Янсон и ее близкие были вынуждены оставить родину после революции 1917 года. Впоследствии их разлучила Великая Отечественная война — как оказалось, на десятилетия.
Антон Батагов, автор и исполнитель:
— Это сочинение в каком-то смысле можно считать продолжением «Писем Рахманинова». Отправной точкой для нового фортепианного цикла стало посещение русского православного монастыря, находящегося в 30 км от Нью-Йорка. Но если идея «Писем Рахманинова» была полностью придумана мною, то есть писем как таковых в «действительности» не было, то в новом сочинении есть невыдуманный сюжет и подлинные письма из архива одной семьи. Я буду читать их между частями фортепианного цикла. В них отразилась история русской эмиграции, история страны, погибшей в 1917 году и продолжающей жить в тех людях, которые навсегда сохранили в себе свет русской культуры и духовных традиций.
Отзывы слушателей:
«Я думала, что больше не люблю людей, а оказалось, что да, все еще крепко люблю и восхищаюсь, и хочется всех обнять, просто так и от сердца».
«Меня переполняли чувства, и я долго не могла уснуть, я написала своим родным, как я их люблю, они сразу начали мне перезванивать — мол, что случилось, а ведь ничего не случилось, просто мы отвыкли говорить «я тебя люблю, я счастлив, что ты у меня есть».
«Это тот градус красоты, когда боль переходит в свечение».
«Спасибо за слезы, которые никак не остановятся. Спасибо за мысли».
«Письма — нечто очень интимное, личное, сокровенное. Через письма можно лучше понять другого человека. Как жаль, что сегодня эта форма утеряна: мы сами похоронили ее в скоростях интернета, сожгли сокращениями, уничтожили закавычиванием главных слов. Сегодня Антон Батагов сыграл письма. Эти строки когда-то вышли из-под пера игумении Серафимы, а он создал музыку, вчитавшись в них. Не проиллюстрировал. Передал свои ощущения. Тут и радость, и тоска, и колокольный звон, и вера, и волнение, и лучи солнца, и холод монастырской обители, и свет, и мрак ночи, и отзвуки Родины. Буквы будто слетали с пальцев Антона. Выстраивались в строки. "Как много хочется сказать, но разве бумага передает все то, чем полно сердце?"».
Антон Батагов:
Антон Батагов — российский пианист и композитор. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, класс Татьяны Николаевой (Тарасевич). В 1990 году вышла дебютная запись, принесшая известность молодому исполнителю, — фортепианный цикл Оливье Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса».
Антон Батагов стал одним из наиболее заметных представителей музыкального минимализма в России и за рубежом, но не ограничил свои поиски одним направлением. В его творчестве практически отсутствует рубеж между понятиями «сочинение» и «исполнение». Любые пласты истории — от древних ритуальных практик до рок/поп-культуры и виртуальных технологий — органично сплетаются в единое целое.
17 сентября 2017,
Музей Эрарта
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, 2
|