Можно много и по большому счёту справедливо критиковать отечественную музыку за некую замшелость и нежелание следовать западным трендам. Это и верно, и неверно. Возможно, те же самые «ДДТ» сейчас смотрятся чем-то несколько архаичным, умилительно сермяжным и несовременным. С другой стороны – именно эта свирепая бескомпромиссность, нежелание идти на поводу у трендов, и выделяет группу Шевчука из серой биомассы современных псевдо-рок-групп, по поводу которых в принципе не понятно, зачем, о чём и ради чего они вообще поют.
С другой стороны, взять множество актуальных российских поп-певиц – они всё делают исключительно профессионально, по высшим западным стандартам, и при всём этом (а то и благодаря этому) – выглядят зачастую совершенно безлико. Как и их западные прототипы, так сказать. Нужно обладать очень мощной индивидуальностью (как у той же Джей Ло), чтобы не потонуть в этом мутном море абсолютно одинаковых биороботов с одинаковой музыкой.
Впрочем, можно идти совершенно другим путём – вообще не зацикливаться на таких вещах как нонконформизм или следование стандартам. Лучше просто негромко, без особой помпы, двигаться не впереди, а позади, и при этом ещё и в другую сторону. А если по пути тебе с такими великими безумцами, как, например, Дэвид Бирн или Брайан Ино – что ж, тем лучше для тебя.
Именно в эту сторону и движется группа «АукцЫон» и лично её создатель и душа Леонид Фёдоров. Не гнаться за стандартами и не противодействовать им, а просто работать вне всяческих стандартов и рамок – это то, что уже три с лишним десятка лет позволяет группе оставаться одним из самых свежих и дивных музыкальных переживаний своих поклонников. А как прекрасно приобщить к музыке Фёдорова и К неофита, убеждённого в том, что отечественная музыка не заслуживает внимания! «Это русский рок? – недоверчиво спросит он. – Им тридцать пять лет?! Заверните ещё две пластинки!».
И это неудивительно. Даже в лохматом 1989-м году, когда вышел альбом «Как я стал предателем», «АукцЫон» звучал удивительно интересно именно с музыкальной точки зрения – отринув известное кредо русского рока «Главное тексты, а музыка приложится как-нибудь». Джазовые мотивы, скрипка Дятлова, ни на кого не похожий чуть картавый вокал Фёдорова – всё это придавало группе некую совершенную беспрецедентность (или трансцендентность?). В то время как сверстники Фёдорова-Гаркуши амбициозно бросали Вызов, стояли на рок-баррикадах и объявляли себя Героями асфальта - «АукцЫон» занимался тем, чем и должна заниматься хорошая рок-группа вне всяких дискурсов: музыкой.
С годами развитие «музыкального» начала у группы только углублялось. Тому немало поспособствовала зачарованность Фёдорова новаторской поэтикой «обэриутов» с их «звукописью» и словотворчеством. Поэтому во многих «аукцыонных» песнях, особенно позднего периода, «обычные» тексты (пусть даже про «обычные тексты» тут можно говорить с большой натяжкой) вообще заменяются глоссолалиями и бессмысленным, на первый взгляд, набором звуков, как в песнях «Dead Can Dance». Впрочем, бессмысленными эти песни могут показаться только при очень поверхностном знакомстве – тончайшее сочетание музыки и ажурной звукописи рождает тот затаённый и вместе с тем очень ясный смысл, которого и добивались в начале прошлого века те же самые «обэриуты». И пусть даже словами суть этой лирики передать сложно – но ведь и вообще сложно описать красоту или, например, вкус.
Стремление Фёдорова развиваться во всех направлениях привело его к тому, что в рамках одной, пусть даже и великой, группы, ему стало тесновато. Именно поэтому появился, скажем, выдающийся дуэт, где Леонид сотрудничает с блестящим контрабасистом-джазменом Владимиром Волковым из джазового «Волков-трио». То, что это не обычный проект-однодневка, подтверждают цифры: дуэт существует уже почти пятнадцать лет, записав за это время десять альбомов.
Впрочем, и бросать «АукцЫон» Фёдоров, мягко говоря, не собирается. Скажем, наряду с альбомом дуэта «Фёдоров-Волков» «Wolfgang», параллельно записывался последний на данный момент диск группы под названием «Юла» (2011-й год). Именно в составе «АукцЫона» Фёдоров концертирует значительно чаще, чем с Волковым – только в одном Санкт-Петербурге группа даёт концерты чуть ли не каждый месяц. А учитывая то, что только «своих» альбомов у группы одиннадцать (плюс Фёдоров нередко исполняет материал из своих «сольников), можно быть уверенным – ни один концерт группы, как картинки в калейдоскопе, не похож на предыдущие.
18 июля, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|