То, что современная отечественная музыка на Западе особой ликвидностью не обладает, - факт печальный, но неоспоримый. И дело тут совершенно не в каком-то отставании русской рок-музыки от западных аналогов – тот же поздний «АукцЫон» прекрасно смотрелся бы на одном диске и с «Talking Heads», и с «Fad Gadget» и даже с «Coil». Проблема именно в нераскрученности, что ли: то, что наши музыканты не очень-то умеют делать себе паблисити за рубежом – тоже факт, и довольно прискорбный.
Поэтому логично, что наибольших успехов на Западе добиваются те наши группы, которые: а) эксплуатируют безошибочный стиль «а-ля рюсс» со всеми характерными vodka, matryoshka & balalaika, и б) изначально делают ставку на «западный» музыкальный контекст. Второй случай, конечно, интересней. Дело тут чаще всего не в намеренном стремлении вырваться «на экспорт» - просто, при всём уважении к нашему року, мировые тренды всё-таки задают западные группы. И особо печалиться здесь смысла нет – «такова селяви», как говорится.
Так что, как ни крути, а группы, которые закрыли глаза на «свой, особый путь русской рок-музыки» и сразу стали играть на «западном» музыкальном поле, – там и пользуются популярностью, несравнимой с «корневым» русским роком. Даже притом, что у нас они могут и не быть очень уж известными. Особенно это касается электроники, инди-рока, IDM – то есть тех жанров, которые и формируют тенденции «там». Характерен тут пример, скажем, группы «Tesla Boy», которая у нас известна на порядок слабей того же «Короля и Шута» - но при этом выступает на крупных международных фестивалях, записывается на западных лейблах и вообще являет собой яркий пример экспортной, «трендовой» музыки.
Примерно то же можно сказать и про молодую ростовскую команду «Motorama». Название это больше ассоциируется с какой-то пилорамой или мастерской по тюнингу автомобилей, а вовсе не с мрачной романтикой великой постпанк-группы «Joy Division» - а ведь именно с ней и сравнивали «Мотораму» на заре её жизни. Это не поэтическая фигура речи – некоторые музыкальные критики так и написали в 2010-м году, когда группа записала свой дебютный альбом «Alps»: мол, спустя тридцать лет Йен Кёртис пережил реинкарнацию на берегах Дона в лице лидера молодой группы Владислава Паршина. И впрямь: музыка «Моторамы» настолько напоминала ТЕХ, великих (причём не скатываясь в бездумное подражательство), что как тут было не поверить в переселение душ?
Хотя, сказать откровенно, уже к выходу первого полноценного альбома (того самого «Alps») Паршина сотоварищи, видимо, стали тяготить бесконечные сравнения с пионерами пост-панка. «Русские Joy Division» - это, конечно, хорошо и почётно, но когда тебя оценивают исключительно в сравнении с небожителями – велик риск начать «соответствовать ожиданиям». А это прямой путь к застою и вторичности. Так что уже на дебютном альбоме явно прослеживаются искания Паршина и К – уйти от чистого пост-панка, добавить к нему новые элементы, играть на «синтезе» с другими жанрами.
Это «Мотораме» удалось блистательно. Второй альбом группы, «Calendar», уже никому не мог навеять ностальгические воспоминания о «She lost control» или о буйных декадентских плясках под «Shadowplay». Само звучание группы стало другим – менее «тёмным», с лёгкой, но явно прослеживающейся романтической ноткой. Причём, как ни парадоксально, этот намеренный отказ от депрессивной мрачности, холодности, стал признаком быстрого взросления, зрелости группы. «Motorama» перестала быть «новыми Joy Division» - она сделалась совершенно самостоятельной группой, могущей распрекрасно жить не за счёт сравнения с великими, а просто играя свою, самодостаточную, музыку.
Всего этого стало достаточно, чтоб «старик Державин» в лице французского инди-лейбла «Talitres Records» заметил «Мотораму» и благословил её не « в гроб сходя», а вполне материально – выпустив у себя в конце 2012-го года второй альбом группы «Calendar». Это уже стало весомым подспорьем в деле продвижения группы на западный рынок – хотя уже и до этого «Motorama» устраивала довольно обширные туры в Европе и даже на американском континенте. Но именно выход альбома «Calendar» сделал группу не менее известной на Западе, нежели те же «Tesla Boy» или «Rekevin».
По России «Motorama» гастролирует не сказать чтобы часто – обычно ограничиваясь игрой в родном Ростове. Но Москва и Петербург всё-таки нередко видят группу на своих площадках – тем более сейчас, когда она может продемонстрировать совсем свежие и незаезженные песни.
18 мая 2013, 20:00
Новая Голландия
наб. Адмиралтейского канала, 2, ст.м. Сенная площадь, Садовая
(812) 971-05-10
|