Отечественной рок-музыке можно пенять за многие недостатки. Можно и не пенять — это всё равно мало на что повлияет. В этих самых недостатках русский рок настолько последователен, что это уже стало, что называется, «it's by design» – «так и задумано». Так что они лёгким движением руки превращаются в достоинства.
Есть, впрочем, некоторые вещи, которые просто так в элегантные шорты не превратить, – это штуки системные, с которыми нужно бороться. Это не значит, что надо что-то там искоренять — скорее наоборот, дополнять. И в первую очередь — это зверски серьёзное выражение лица, с которым русский рок глядит в мир, вызывая в памяти памятный вопрос Джокера из «Тёмного рыцаря»: «Why so serious?». А ведь, как говорил другой замечательный киногерой, «Я понял, в чём ваша беда, господа! Вы слишком серьёзны» – и далее по тексту.
В западном роке этого перекоса нет: попробуйте, например, обвинить в серьёзности глумливых подонков из группы «Bloodhound Gang». Там заставлять людей смеяться с помощью музыки — это давний тренд, и при этом очень популярный. У нас эту роль на себя традиционно берёт, скорее, бардовская песня (тот же Тимур Шаов), а вот рок так и смотрит на нас с выражением, с которым смотрят лица с фотостендов «Их разыскивает милиция».
И всё же нельзя так огульно обвинять в серьёзности всех постсоветских рокеров. Но ключевое слов здесь — именно «постсоветских». В перестроечные времена и в начале девяностых появилось немало команд, «что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно». В общем-то время располагало: без обострённого чувства юмора во всём этом хаосе можно было и тронуться рассудком. «Манго-Манго», «Бахыт Компот», «Н.О.М.», Профессор Лебединский – все эти исполнители появились и стали популярны именно тогда, лет двадцать с небольшим назад. А вот во времена «сытых нулевых» тренд на музыкальный юмор куда-то исчез – хотя, как доказывает пример «КВН», народ его воспринимает благодарно и с большим удовольствием. Это тема для большого культурологического трактата, который предоставим писать большим культурологам, а мы пока поговорим про одну из самых ярких групп «смеховой волны» 80-х – «Несчастный Случай».
Группа берёт своё начало в 1983-м году, уже больше тридцати лет назад, когда и произошло судьбоносное событие: молодой и тогда ещё густоволосый Алексей Кортнев повстречал будущего Верховного Угадая и Властелина Нот, а тогда ещё просто такого же студента МГУ по имени Валдис Пельш. Это случилось, как и пристало людям артистическим, на отборе в Студенческий театр МГУ. Но креативным юношам того оказалось мало — они сперва создали дуэт, а несколько позже к ним присоединилось ещё несколько музыкантов, и получилась полноценная группа, тогда ещё безымянная.
Первые несколько лет за пределы студенческих «сейшнов» известность группы не выходила — даже если не брать в расчёт годы застоя, когда группа была уж слишком юна; потом начались и вовсе годы перестроечные, когда все малость зациклились на ожидании перемен и «стремлении бороться дальше, больше, бороться за то, чтобы борьба стала по-настоящему главной, первоочередной задачей всей борьбы». Поэтому группа, уже получившее название "Несчастный Случай», со своим внешне легкомысленным и юморным стилем «комеди-рок» в этом жутко серьёзном контексте смотрелась полным неформатом.
Впрочем, уже в конце 80-х Кортнев, Пельш и К стали брать причитающееся им внимание — сначала в рамках обязательного КВН-а (если бы музыканты «Случая» не участвовали бы в КВН-е, это был бы нонсенс и воистину, пардон за каламбур, несчастный случай), потом уже и как самостоятельная группа. Между прочим, Кортнев-то, в отличие от Пельша, МГУ так и не закончил, но едва ли сильно об этом убивался — к началу 90-х «Несчастному Случаю» уже удалось прорваться, может, ещё не в высшую, но точно в первую лигу советского/российского рока. Дополнялось это активной работой на телевидении (ко множеству ведущих юмористических проектов того времени Кортнев, что неудивительно, приложил руку).
Мы там упомянули о высшей лиге? Ну да, понятно, что, как бы ни был успешен музыкант, ни о каких лигах ему и мечтать не приходится, если у него в активе нет записанного альбома. Музыканты «Случая» к этому важному шагу подходили осторожно и ответственно... хотя, пожалуй, просто особо не заморачивались на эту тему. Так что первая пластинка группы появилась только спустя десятилетие после зарождения «Случая», в расцвет «дикого капитализма». Альбом носил троглодитское название «Троды Плудов» и стал событием очень ярким. А как же иначе: за столько-то лет группа накопила бешеное количество материала, из которого на пластинку вошло только самое отборное (туда не вместилось даже легендарное «Овощное танго», одна из самых популярных песен коллектива).
С тех пор минуло уже два десятка лет, с Кортнева опали волосы, как осенняя листва, а Повелитель Мелодий Пельш заматерел, перестал жестикулировать и целиком посвятил себя телевидению. Но «Несчастный Случай» по-прежнему остаётся одной из самых востребованных ныне «несерьёзных групп» - а наследие у них уже вполне серьёзное. Последний альбом группы, «Гоняясь за бизоном», вышел в прошлом году — как раз к её тридцатилетию.
18 мая, 20:30
Клуб Jagger
пл. Конституции, 2 (м. Ленинский проспект, Московская)
(812) 923-12-92
|