Синти-поп был одним из стилей рок-музыки, появившихся в начале восьмидесятых, когда накатилась и уже схлынула так называемая «новая волна». Главным в звучании синти-попа был синтезатор.... а впрочем, к чёрту академизм. Главным в синти-попе было своё, особое мироощущение, которое очень сильно выделяло его из всей музыки, популярной в то время.
Синти-поп в своих лучших, главных образцах был проникнут романтикой, этакий отзвук чего-то неуловимо-возвышенного, уходящего в прозрачную синь. Но — заметим в скобках — это ни в коем случае не были «розовые сопли в сахаре». Взять хотя бы главную группу, лицо и парадный мундир жанра – великих британцев «Depeche Mode»: конечно, экзальтированные девушки украдкой вытрут глаза, услышав «Sweetest Perfection», но уже жёсткие воющие звуки «Useless» желание плакать у них отобьют. Какие уж тут «сопли»...
В этом было серьёзное отличие синти-попа от близких в чём-то «новых романтиков» вроде «Duran Duran» или «Spandau Ballet». В нём уже чувствовались те «рёбра жёсткости», которые не дали жанру со временем скатиться в пошлость. Впрочем, для этого ему пришлось разделиться аж на два направления, совершенно не похожие друг на друга, но одинаково интересные и влиятельные.
Одна часть синти-поп-музыкантов пошла по пути усложнения, поиска на мрачных глубинах некоего метафизического «Титаника». Орфей спустился в ад. Эти исполнители приложили руку к созданию «дарквейва», это была тёмная сторона синти-попа. Вторые развернулись и пошли в совершенно другую сторону: развивая светлые, жизнелюбивые, даже гедонистические мотивы раннего синти-попа. Они стали создателями новых стилей – вроде электро-попа, например.
Сравнивать эти два потока тяжело, хотя они и выходят из одного источника. Тёмная волна – это сугубый андерграунд, музыка, которая даже в своих самых популярных проявлениях всё равно будет «музыкой для своих». «Светлая» половина вполне себе смыкается с поп-музыкой, и её супер-хиты легко можно ставить, например, в кофейнях — аппетита они там никому не отобьют.
Эта смычка города и деревни очень хорошо заметна, когда смотришь на творческий путь отличной в прошлом норвежской группы «A-HA» («отличной в прошлом» – не потому, что они были хорошие, а стали плохие, просто этой группы уже не существует). Их история столь любопытна, что хочется остановиться на ней поподробней.
Норвегия не сказать чтоб была очень известна своими музыкальными коллективами – а если и известна, то преимущественно металлическими. Ну, это уж как повелось: конунги, свирепые белокурые боги, Асгард, викинг-метал и вся прочая благодать. Ждать от этой суровой страны с мрачным неприветливым климатом возвышенной романтической музыки вроде бы и не приходится. И всё же из любого правила есть исключения, и группа «A-HA» как раз этим исключением и стала.
Образовалась она в древние, почти мифологические времена — в 1983-м году. Впрочем, истоки «А-хи» лежат ещё дальше на временной шкале. Первую группу её участники организовали ещё в 1976, когда были желторотыми школьниками; уровень её был понятен, но некоторую аудиторию группа с немыслимо дурацким названием «Мосты» всё-таки собрала. Собственно, бог бы с ней, с этой аудиторией: кто сейчас из тех парней и девчонок вспомнит про заурядную школьную группу, играющую западные хиты? Но для нас важно другое — одним из тех парней был юный норвежец Мортен Харкет — обладатель великолепного, по-хорошему сладкого вокала, удивительно похожий на молодого Патрика Суэйзи.
Харкет быстро сошёлся с будущими «а-хистами», но говорить о каком-то совместном творчестве было рано – и у него была своя группа, и вокалист «Мостов» не очень-то желал появления в группе явно более талантливого конкурента. И всё же через несколько лет не особенно продуктивной деятельности порознь, «Мосты» и Харкет, простите за каламбур, навели мосты между собой, и группа «A-HA» появилась на свет.
Норвежцы запрягали долго – пробиться в родной Норвегии было бы делом нетривиальным, и троица отправилась в Лондон, где долгое время сидела на бобах, пока наконец один из продюсеров не заметил голосистого красавчика, поющего светлые романтические песни под холодноватый электронный аккомпанемент. Вышел дебютный и едва ли не самый известный сингл ранних «A-HA» «Take on me» – в сочетании с культовым и нанотехнологичным видеоклипом он стал серьёзным прорывом. Норвежцы стали звёздами.
В 1994-м году трио решило, что совместная деятельность уже не порождает каких-то новых смыслов, и группа распалась — чтобы стать творцами одного из самых впечатляющих камбэков в истории поп-музыки. Альбом воссоединившейся «A-HA» «Minor Earth, major sky» по своему уровню не уступал, а то и превосходил лучшие пластинки группы её «золотого» периода. Это дало «А-Хе» мощный импульс – после реюниона они играли вместе ещё десять лет, пока наконец Харкет, уже явный лидер группы, не решил, что хватит с него всего этого и не распустил группу окончательно.
Ныне Харкет вернулся к тому, чем занимался после первого распада группы — сольному творчеству, всё в том же духе благостно-эпикурейского электро-попа, под который очень приятно, например, смотреть с любимой девушкой на звёзды. Последний его альбом, легчайший поп-роковый «Brother», вышел в апреле 2014 года — материал с него Харкет и представляет в своём турне.
18 октября, 20:00
Концертный зал ДК им. Ленсовета
Каменноостровский просп., 42 (м. Петроградская)
(812) 346-39-05
|