Один из самых стабильных трендов в современной независимой музыке — это её в хорошем смысле ретроградство, стремление черпать что-то новое из хорошо забытого старого. Как там было у Пелевина - «You always get back to the basics», «мы всегда возвращаемся к основам».
Впрочем, что уж мыслить такими узкими категориями – это вообще тренд всей мировой музыки, да не только независимой, а и вполне себе коммерческой. Причём тренд не просто стабильный, а чуть ли не основополагающий. Поп-музыка (не низкопробная попса, а именно музыка самого высокого класса) откровенно черпает идеи из бездонного колодца ретро-музыки; поп-дивы вроде Рианны или Бейонсе открыто возвращаются к поп-стандартам 70-х, главный продюсер современности Тимбалэнд убеждённо ставит своим подопечным классическое «мотаунское» звучание — и это выглядит как никогда актуально.
Может, в «стратегическом» плане такой отход к стартовым позициям чреват застоем – но это только «может быть», и во всяком случае это точно не путь в никуда. В конце концов, ведь этот колодец и правда бездонный, и в нём под «толщей вод» скрываются такие замечательные вещи, которые не грех и вытащить на поверхность — чего им там лежать. Некоторые затонувшие корабли бывает очень полезно поднимать со дна морского — как выясняется, после некоторой модернизации они ещё способны дать прикурить и своим современным собратьям...
И всё же именно в инди-музыке это стремление ориентироваться на винтаж прослеживается особенно чётко. Ретро сейчас вообще переживает пик популярности во всём мире, из чего напрашивается ряд далеко идущих выводов – но вообще ладно, пусть эти выводы так себе и идут, а мы пока поговорим про инди.
Кстати, что мы вообще подразумеваем под «инди-музыкой»? Так уж в принципе сейчас сложилось, что про слово «независимая» вообще мало кто уже вспоминает – вроде есть какой-то «индепендент», но что это такое, почему эта музыка независимая, что значит «независимая», не потому ли она независимая, что от неё ничего не зависит?.. В общем, это происходит потому, что инди-музыка давно превратилась в отдельный жанр со своими законами, стилистическими особенностями, узнаваемыми чертами. И при всей её разнородности почти всегда можно выделить какие-то общие моменты, которые позволяют причислять ту или иную группу к жанру «инди». Да, именно к жанру — теперь это жанр, а не огромный массив музыки, связанный друг с другом исключительно фактом своей обособленности от крупных звукозаписывающих лейблов.
Поэтому инди может ориентироваться на что угодно: брит-поп, авант-рок, «новую волну» и какие угодно ещё стили – это помогает жанру развиваться, не стоять на месте, делать из старых и, казалось бы, прочно забытых вещей нечто совершенно свежее. И удивляться тут нечему — кто бы сейчас вспомнил старинный датский сюжет про некоего Амлета, когда бы не гениальное новое прочтение этого сюжета, совершенное неким Вэ Шекспиром?
Московская группа «Pompeya» – одна из самых ярких современных российских инди-команд, которая, как это ни странно, чуть ли не больше известна за рубежом, чем на родине. В этом, кстати, москвичи очень похожи на другие инди-группы того же ряда — замечательных ростовчан «motorama», например, или москвичей же «Tesla boy» (которых критики относят «к волне восьмидесятнического возрождения, набравшей обороты в конце нулевых», и это глубоко симптоматично, кстати говоря).
«Pompeya» вообще никогда и не скрывала особо (с самого своего зарождения в 2007-м году), что стремится выйти на заокеанские культурные пространства – об этом говорит многое: и официальный сайт группы оформлен преимущественно на английском языке, и сами песни — тоже на английском, и, в конце концов, сама музыкальная традиция, к которой принадлежит группа, больше англо-американская, чем отечественная — от «русского рока» музыка «помпеянцев» отстоит дальше, чем Петр Ильич Чайковский от группы «SODOM».
С одной стороны, всё это странно и удивительно - казалось бы, мало, что ли, в англиях с америками своих инди-групп? Тем интересней тот факт, что «Помпее» этот прорыв в общем-то удаётся — как и вышеназванным «мотораме» и «Tesla Boy». Это, между прочим, предмет для отдельного разговора — состояние современной инди-музыки за океаном, где она давно уже упирается или в сторону меланхоличного брит-попа, или ещё более меланхоличного фолка в духе, гм, Суфьяна Стивенса.
«Pompeya» берёт совсем другим. Может быть, самая главная отличительная особенность группы — в её намеренном отходе от унылой инди-предопределённости: «Вы ждёте от нас «Coldplay»? А классическое семидесятническое диско не хотите услышать?». В результате трудно предположить, что можно услышать на новых дисках группы — с манерного гитарного инди-бренчания, от которого сведёт скулу у самого упёртого фаната группы «Modest Mouse», «Помпея» с лёгкостью перескакивает хоть на жёсткий пост-панк, хоть на какой-то совсем уж несусветный электроклэш. Пресловутый «нью-вэйв», которым её стиль часто величают — хорошая попытка, но это тоже не более чем ярлык: «Помпее» явно тесновато в одном жанре и группа страмится максимально расширить его рамки, да ещё так, чтобы это всё не оставляло впечатления салата окрошки. Скорее уж — салат «Минога», где под каждым слоем открывается ещё один, и вовсе неожиданный.
19 декабря 2014, 20:00.
Концертный зал Космонавт
Санкт-Петербург, Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|