Многие группы с постсоветского пространства у нас давно уже воспринимаются «своими». Касается это, конечно, далеко не всех: идейных украинцев «Океан Эльзы» или поющих на молдавском «Zdob si Zdub» ни при каких обстоятельствах не получится назвать «нашими» - даже при том, что в России они выступают не реже, чем у себя на родине.
Но есть и другие примеры, и они не менее показательны. Белорусская группа «Ляпис Трубецкой» уже настолько своя в нашей стране, что далеко не все вообще в курсе, что она, собственно говоря, белорусская. К слову, сами «Ляписы» свою «белорусскость» никак не педалируют (чем очень любят заниматься те же принципиальные «Океан Эльзы»). Так что когда «Ляписы» поют на родном языке (а такие песни в их репертуаре, конечно, имеются) – это воспринимается скорей как милая экзотика в духе нативных мелодий Питера Гэбриэла, нежели отсылка к белорусским корням группы.
Пойдём, впрочем, по порядку и попытаемся разобраться, как малоизвестная группа из Минска (который, мягко говоря, не славится как родина выдающихся рок-групп) за двадцать лет существования стала одной из самых узнаваемых и востребованных на всей колоссальной территории бывшего СССР.
Вообще, история «Ляписа Трубецкого» вполне вписывается (и даже с переизбытком событий) в сюжетную канву стандартного голливудского байопика про «паровозик, который смог».
Говоря подробней, в этой истории есть все непременные атрибуты фильма наподобие мэнголдовского «Переступить черту» про Джонни Кэша: жизнеописание артиста, который возник как бы из ниоткуда, добился огромного признания, потом по разным причинам этого признания лишился, после чего вновь нашёл себя, всё геройски превозмог и вновь воцарился на, как бы сказать, музыкальном Олимпе. Звучит это всё, может быть, несколько иронично. Но надо знать группу «Ляпис Трубецкой», чтобы понимать – любую иронию они воспринимают как комплимент.
Тотальное отсутствие пафоса (даже в программных антисистемных альбомах «Манифест» и «Капитал», где пафосу должно быть много по определению), саркастичность, уникальное для русскоязычной рок-сцены сочетание беззлобного, конструктивного юмора и мощной протестной энергетики – всё это делает нынешних «Ляписов» по-настоящему знаковым явлением на этой самой сцене.
Но к такому положению дел группа пришла далеко не сразу – как и любой приличной рок-команде, перед тем, как ухватиться за звёзды, «Ляписам» пришлось продираться сквозь тернии.
Всем бы такие тернии! – скажет кто-то. И впрямь, образовавшаяся в 91-м году группа за пять лет стала безусловным локомотивом всего белорусского рока, альбом «Ранетое сердце» получил немыслимое признание на родине, а музыка с него стала потихоньку проникать в Россию. Казалось бы, весь мир у музыкантов уже был крепко в кулаке.
Но вместо ожидаемого штурма вершин, группа «Ляпис Трубецкой» куда-то незаметно пропала (это вообще свойство её истории – пропадать на время, после чего возвращаться с новыми силами и свежими идеями – и задавать жару). Выпала из культурного контекста группа примерно на два года – впрочем, выпала ли?
Скорей, ушла в непродолжительное добровольное отшельничество. А в 1998-м году в России вышел альбом «Ты кинула» - и это стало настоящим прорывом, не локальным, не бурей в стакане воды. Клипы «Ау» и «Ты кинула» попали в жёсткую ротацию на молодом «MTV Russia», а сами эти песни звучали из утюгов, электробритв и батарей центрального отопления.
Вышедший по горячим следам альбом «Красота» стал не менее успешным. Но успешность эта сыграла с группой довольно злую шутку: многие простодушные слушатели не совсем правильно поняли тотальный стёб и постмодерновое пародирование «Ляписов», в результате чего группа в некоторых музыкальных магазинах проходила по разряду русского шансона.
Это лидера группы Сергея Михалка устроить никак не могло, и следующий диск, «Тяжкий», уже более конкретно напоминал о рок-корнях белорусов. Публика, однако, жаждала «старых Ляписов», и новый альбом уже ждала гораздо менее благоприятная с коммерческой стороны судьба. Тут-то группа и пропала снова на несколько лет.
Но годы эти, хоть и вдали от мэйнстрима, были фантастически плодотворными. В 2004-м году Михалок и К выпустили прекрасный экспериментальный альбом «Золотые яйцы», уже мало чем напоминавший классических «Ляписов» MTV-шного периода. Это стало первой ласточкой самого, возможно, выдающегося достижения белорусов – дилогии «Капитал» (2007-й) и «Манифест» (2008-й). Мощные, с многогранным звучанием, драйвовые, наполненные яркой сатирической лирикой (иногда – убийственно смешной) и суперхитами вроде заглавного Капитала» – эти два альбома стали настоящим событием.
Крайний альбом группы (всего их двенадцать) вышел в прошлом году – называется он «Рабкор», и именно его музыканты взяли за основу для нынешних концертных туров. Это действительно крайний, а не последний альбом – ведь музыканты вовсю готовят материал для новой пластинки, которую могут презентовать уже в этом году.
19 октября, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|