Каждому, у кого в девяностых годах был компьютер, памятно слово «Doom» – культовая стрелялка, чьё название переводится как «рок» (в смысле «фатум», судьба). Кто в неё играл – наверняка помнит тоскливое ощущение обречённости и безысходности: «сорок тысяч проклятых демонов, а у меня только винтовка и штык». И хотя по нынешним временам «стреляльная» часть кажется примитивной и наивной, то безысходность и обречённость никуда не делись.
Поэтому когда мы слышим термин «дум-метал», то уже сразу примерно понимаем, о чём идёт речь. И прослушивание первого жзе трека любой дум-металлической группы сразу же доказывает, что мы всё поняли правильно: более тяжёлой, мрачной и атмосферной музыки ещё поискать.
Что? Кто-то сказал «готик-рок»? Ну что вы, это совсем другой коленкор. Готик-рок и даже готик-метал – намного, нет, даже так, НАМНОГО более мягкие и светлые по звучанию стили. Строго говоря, такой подход зачастую даже сильней шокирует, чем насупленная мрачность дума или дроуна. Взять, например, основоположников пост-панка «Joy Division», от которых и пошла русская земля... в смысле, готик-рок (вплоть до «Агаты Кристи»). Именно контраст между динамичной, вполне танцевальной музыкой «Joy Division» и страшными, гнетущими текстами песен запускал такую иглу в мозг, какой не добиться никаким нагнетанием атмосферы.
Подходы это решительно разные, но непременно имеющие право на существование. Не для всех, кому вдруг захотелось подпустить в жизнь немножко чернильных пятен, танцевальные мелодии готик-рокеров покажутся уместными. Кому-то нужна воплощённая атмосфера, как в старых фильмов Мурнау, когда с каждым мгновеньем музыка, как стены некоего склепа, мсыкается вокруг, давит, опускается потолок, и в кромешной тьме не видно ни малейшего просвета. Вот за это ощущение дум-метал и отвечает. Он на таком специализируется. В этом его главное предназначение и хтоническая мощь.
Собственно, думеры ничего особо нового не делают: жанр, как появился лет тридцать назад (под сильным влиянием «Black Sabbath»), так особо и не развивался — на первый взгляд, разумеется. Если присмотреться, то станет понятно, что развитие там есть, и ого-го какое. Просто оно интенсивное, а не экстенсивное. Думеры, вместо того, чтоб окучивать и выжимать досуха миллионы новых полян, скрещивать дум-метал с балетом и балалайкой, начали развивать жанр вглубь – оттачивая приёмы, мелодику, способы выражения, и в результате получили один из самых перфекционистских музыкальных стилей, буквально каллиграфический.
Само собой, как и всякий нормальный метал, дум очень популярен в Финляндии. Финские метал-группы – это особый разговор, который можно растянуть на парочку солидных монографий. Уж бог знает, почему этот род музыки настолько популярен именно в этой стране, но факт остаётся фактом: Финляндия – это чуть ли не самая «металлическая» страна в мире. Крылатую фразу «Поскреби русского – найдёшь татарина» можно с полным успехом применить и к жителям «Суоми-красавицы». Только результат будет немного другим: из добропорядочного розовощёкого финского бюргера внезапно поднимет свою мрачную волосатую голову металлист...
Впрочем, если даже просто взглянуть на трек-лист любой пластинки группы «Курск» – никогда и не подумаешь, что это команда из Финляндии и состоит полностью из самых что ни на есть финнов. Потому что гляньте на названия песен: «Один день из жизни Егора Кузнецова» (!), «Аллея Сталина» (!!), «Бурлаки на Волге» (!!!) – постойте, точно ли это финны, нет ли здесь какой ошибки? И, может быть, их лидер Эркки Сеппянен – это на самом деле, скажем, Юрка Сидоров?
На самом деле, никакой ошибки здесь нет. Верно, финны, и верно Сеппянен, а вовсе никакой не Сидоров.
Вообще, это дело не новое: другой великий певец тьмы Дэвид Тибет из группы «Current 93» уже издавал свои пластинки в России с переводом названий песен на красивый и архаичный русский (вроде «Итак, сия аутистичная имерия — ничто» или «Взыскание исчезнувших ликов»). Но финны из «Курска» пошли гораздо дальше: у них не названия, а сами песни исполняются на русском. «В таком вот аксепте».
Объясняется это просто: тот самый Эркки Сеппянен учился и долгое время работал в России, Питер – и вовсе любимый его город, о чём он неоднократно говорил в интервью. Но главное не это, а то, с какими уважением и любовью музыканты «Курска» относятся к нашей культуре и истории.
Из этого вытекает тематика песен финнов: их музыка посвящена преимущественно Великой Отечественной войне, о которой на Западе обычно знают только расхожие и дурацкие мифологемы из фильмов вроде «Враг у ворот». К чести «Курска», ничего это у них нет: они обходятся почти без модного нынче «ревизионистского взгляда на историю», хотя, казалось бы, кому как не финнам «ревизионировать»?
Главное в финской группе – её пронзительная честность, нежелание вписываться в формат: казалось бы, кому на Западе нужны русскоязычные тяжелейшие песни про души павших красноармейцев (с явной отсылкой к песне Марка Бернеса «Журавли»)? Оказывается, нужны. Оказывается, русская тема в западной музыке раз в кои-то веки не выглядит безобразным китчем с «матрьошка-калинка-дафай-дафай». Просто «Курск» – это такая вполне себе русская группа. И какая разница, откуда они там родом?
19 сентября, 20:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118 (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68
|