Один из самых значимых альбомов великой русской рок-группы «Аукцыон» называется «Девушки поют». Записан он в 2007-м году, и это очень характерный момент — то есть, характерен он не для группы «Аукцыон», а для нашей отечественной рок-музыки в принципе. Потому что примерно как раз с этого времени, середины «нулевых», «девушки, которые поют», начали появляться в нашем музыкальном пространстве всё чаще.
Нет, они у нас, конечно, и раньше были, и не только у нас. Была (и остаётся) даже женщина, которая поёт. Но речь сейчас не о ней, а именно о получившем распространение в последние лет десять феномене, которому даже название подобрать как-то не особо получается.
Вот смотрите. Взять талантливую красавицу с нежным, но не манерным голоском, усадить её за фортепиано и пускай себе исполняет интеллигентную смесь софт-рока и фолковых баллад с лёгкой примесью джаза. Вот и секрет успеха, и вы сами наверняка не раз видели и слышали нечто подобное. Как назвать этот особый новый жанр?
Проще всего, конечно, запихнуть это дело в разряд «инди-рока», куда у нас вообще сейчас принято пихать всё, что не получается однозначно отнести к конкретному направлению. Но это путь заведомо порочный, потому что в таком случае очень конкретный стиль музыки превращается в какую-то эклектичную окрошку без жанрового своеобразия, ума и фантазии. Ну и сами посудите — где Регина Спектор, а где Моррисси? А ведь обоих причисляют к инди-року, и в обоих случаях для этого можно найти некоторые обоснования.
Поэтому жанр «девушка за роялем» можно так условно и называть, покуда стратегически мыслящие музыковеды не подберут ему подходящего обозначения, которое уже можно смело вносить в музыкальные справочники. Причём даже если никакого пианино в помине нет, а девушка, например, играет на гитаре... Впрочем, это уже совершенно другой жанр - «девушка с гитарой».
Регину Спектор в позапрошлом абзаце мы упомянули совсем не случайно — потому что, во-первых, она как раз одна из самых ярких представительниц вышеупомянутого «пианинного» жанра, а во-вторых, именно с ней очень часто сравнивают другую яркую представительницу — молодую литовскую певицу Алину Орлову.
Орлова — яркая во многих смыслах слова: хотя бы из-за своей рыжей гривы волос, которая её сразу выделяет из сонма рок-н-рольных красавиц. Но, впрочем, эффектные внешние данные — это так, не самая существенная деталь. В конце концов, человек, который, скажем, слышит песню Орловой по радио, может и в принципе не представлять себе, как она выглядит — главное, это всё-таки музыка. А с музыкой всё в полном порядке.
Творчество Алины Орловой традиционно относят к тысяче и одному жанру: от обязательного инди, от упоминания которого начинаешь уже тихо сатанеть, до таких оригинальных направлений как барокко-поп (что, в общем-то, довольно справедливо — в этом жанре поёт, например, такая известная исполнительница, как Фиона Эппл, а у них с Орловой есть нечто общее в музыкальном плане) и даже фолка (не путать с фолком а-ля «Мельница» – имеется в виду скорее схожесть с блюзовыми балладами американских бардов).
Тут сразу представляется нечто очень минималистичное и примитивное — ну девушка, ну при рояле, ну поёт — что же тут может быть такого нового и интересного? Это, между тем, очень большое заблуждение, потому что с музыкальной точки зрения песни Орловой звучат как угодно, но только не минималистично. Например, многие песни той же самой Регины Спектор звучат гораздо проще, а ведь Спектор — эталон в этом неназванном жанре. Конечно, «проще» — это чаще всего не значит «хуже», и избыточная разнообразность иногда кажется натянутой и громоздкой. Но не в случае с Орловой — литовской певице удалось очень быстро, буквально с первого альбома, найти своё «золотое сечение».
Это тем более удивительно, что Алине на момент записи дебютного диска не было ещё и девятнадцати. И хотя далеко не все музыкальные критики отдали этому дебюту должное — подумаешь, ещё одна инди-сипатяшка «за роялью», – но наиболее прозорливые из них сразу поняли, что на условно русскоязычном музыкальном поле появился редкостной красоты и уже огранённый брильянт.
Условно русскоязычном — потому что Алина, по понятным причинам, на русском языке поёт мало, преимущественно на английском и литовском. Это, впрочем, не помешало ей очень быстро перерасти локальную известность в родной Литве: в России рыжекудрая красавица уже несколько лет пользуется весьма устойчивой популярностью. Пускай в не самых широких кругах, всё-таки жанр у неё довольно специфичный, и на её появление, скажем, в новогоднем «Голубом огоньке» рассчитывать не приходится. Но это и не важно — Орлова именно и сильна в создании камерной, уютной музыкальной атмосферы «для своих».
При всём при этом «своим» в этом кругу может стать любой, кто захочет — хоть музыка Алины и глубоко эстетична, но никакой замудрённой сложности и элитарности там в помине нет. А в развитии своём она не останавливается ни на секунду: хотя кажется, что поёт она уже очень давно — не будем забывать, что певица ещё очень, очень молода, даже юна, а стало быть, самые высокие пики её музыкальной карьеры лежат впереди, и мы можем следить за её восхождением к вершинам, так сказать, в режиме реального времени.
19 января, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|