Панк-музыка в СССР местами существовала. Это всё, что можно сказать важного про панк-музыку в СССР. Расходимся, парни.
Ладно, допустим, не будем так сильно утрировать. Конечно, панк-рок был и в СССР, да какой! Такие названия как «Автоматические удовлетворители», «Кооператив ништяк», «Чёрный Лукич», «Народное ополчение» многое скажут людям знающим. Не очень знающим тоже наверняка что-нибудь скажут названия «Гражданская оборона» и, конечно, русская народная группа «Сектор Газа» (у кого на стене подъезда не было написано дрожащей рукой «ЮРА ХОЙ!», тот, скорее всего, в девяностые жил не в России). Наверное, можно вспомнить и ещё что-то («Король и Шут» не предлагать — их всё-таки принято выделать в отдельный поджанр «хоррор-панка»).
Проблема в том, что этих имён, пусть даже и вполне авторитетных, - мало, мало!.. Фактически наш панк рос, как растения в безжизненной почве Галапагосских островов — вроде жить можно, но как-то... непросто и невесело.
Причин тому, что панк-рок у нас развивался как-то кривовато и скудно, можно найти много. У большинства советских людей представление о панке было самое приблизительное – в основном, почерпнутое из газет, где жанр костерили на чём свет стоит и даже почему-то называли аполитичных панков «фашистами» (возможно, из-за пристрастия некоторых эпатажных панк-музыкантов к униформе немецкого вермахта).
А вот для бешено серьёзного рок-сообщества, которое стремилось «бороться дальше, больше, бороться за то, чтобы борьба по-настоящему стала главной, первоочередной задачей всей борьбы», панки были всего лишь легкомысленными анархистами, которые вовсе не собирались «бороться за борьбу во имя борьбы». Что, на самом деле, очень странно — по степени острой политизированности текстов та же «Гражданская оборона» обгоняла большинство тогдашних рок-групп на два корпуса.
Наконец, тексты — язвительные и малоцензурные, они как-то не вписывались в дозволенные рамки. Ни в одном крупном рок-клубе в СССР панк-команд просто не было. Это был такой андерграунд в квадрате.
Так и вышло, что в восьмидесятые годы хоть и появлялись по-настоящему крутые панк-группы, но знало о них три с половиной ценителя. И расцвёл панк (хотя бы просто в плане количества групп) уже в девяностые — когда группа с названием «Оргазм Нострадамуса» и соответствующей лирикой уже могла не опасаться, что в застенках мрачного GULAG суровый komissar KGB даст панкам последнюю рюмку vodka и расстреляет из AK-47.
Именно тогда, в девяностых, обрели известность такие команды, как «Ленинград», «Наив», «Пилот», «Пурген» (пардон). А в Москве в 1991-м году была создана одна из самых популярных панк-групп России - «Тараканы!».
Собственно, «Тараканами!» (восклицательный знак в конце — это важно; это концепт) группа стала значительно позже. Изначально она называлась «Кутузовский проспект». Хотя это объяснялось тем, что именно на Кутузовском проспекте выросло большинство основателей группы, всё же такое название больше подобало группе эстрадной, а то и исполняющей шансон (в голове немедленно проносится «Кутузовский проспект, ветер северный!»). Впрочем, удивляться такой невнятности не стоит — в конце концов, в момент основания группе её создатели были очень уж юны (например, вокалисту Дмитрию «Сиду» Спирину было на то время всего-то шестнадцать лет).
Кстати говоря, Спирин — единственный участник, которой остаётся в группе с момента её создания и по сей день. Двадцать три года! - для панка, в котором хорошим тоном считается жизнь яркая и короткая, показатели рекордные. Спирин был в группе, когда она носила имя проспекта, был в ней, когда она сменила название на «Четыре таракана», и тем более был уже настоящим «Тараканом!». Случилось это в в 1997-м, и к тому моменту Спирин уже пару лет был вокалистом — при том, что пришёл он в «Проспект» в качестве бас-гитариста.
Произошло это потому, что состав группы менялся ещё быстрее и чаще, чем её названия — в 1995-м Спирин сместился на место ушедшего вокалиста от безысходности, а тут вдруг оказалось, что к этому делу у него талант. Ситуация известная — вспомним хотя бы «Genesis», где Питера Габриэла сменил Фил Коллинз. Так вышло и с «Четырьмя тараканами», которые записали свой второй альбом уже с Сидом на вокале.
Серьёзная популярность пришла к группе уже ближе к концу девяностых — после участия в знаменитом фестивале Александра Ф. Скляра «Учитесь плавать» и альбома «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!», который стал самой популярной пластинкой группы на тот момент (сразу после его выхода группа вновь сменила название — теперь уже окончательно).
В двухтысячных годах группа планомерно наращивала свой авторитет и теперь уж прочно входит в число главных панк-команд страны. И это при том, что лидер группы Дмитрий Спирин довольно серьёзно отвлекался на удивительный проект «Приключения Электроников» – супергруппу из нескольких звёзд панк-сцены, исполняющую каверы детских песен в панк-обработке. И всё же «Тараканы!» никуда не денутся ещё очень долгое время — ведь даже после атомной войны, как известно, тараканы выживут и останутся одни на планете. А то, что они сейчас затаились — так это они просто копят силы для ответного удара.
2 июля, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2 (м. Площадь Ленина)
(812) 907-19-17
|