Феномен панк-рока за рубежом (да и у нас) настолько хорошо изучен, что не имеет особого смысла долго жевать по его поводу «это зародилось тогда-то и потому-то». Гораздо интересней вопрос, каким образом стало мэйнстримовым течение, которое изначально создавалось как музыкальный аналог бессмысленного и беспощадного русского бунта.
Впрочем, что здесь удивительного? Ещё Пелевин тонко подметил, что лучше всего в современном мире будут продаваться футболки с логотипом самой некоммерческой и нонконформистской группы «Rage against the machine». Так что это вполне логично – что некогда бунтарская, протестная музыка становится со временем идеальной поп-музыкой в лучшем смысле этого слова.
Поп-музыка – это не синоним слова «попса», так что нет ничего обидного для панка в том, что riot-music вдруг стала ассоциироваться с группами, которые выступают на выпускных вечерах в американских школах. «Старые» панки резали себе вены перед камерами, пили собственную кровь и считали за честь сняться у Дерека Джармена (который их ненавидел). Новые – ставят себе ирокезы приятно пахнущими гелями (а не соплями), ездят на «Астон-Мартинах», по-доброму ругают Буша (даже сейчас) и записывают саундтреки к фильм «Американский пирог» вместе с Мадонной и Кристиной Агилерой.
Назвать это предательством идеалов? Да ради бога, ну какие были идеалы у безбашенного делинквента Сида Вишеза? Скорее, это просто взросление. При этом есть довольно характерное отличие британских панков от американских: если первые ещё стараются быть «true» и идти в фарватере первых английских прото-панков, то американцы (собственно – родоначальники жанра) в массе своей давно уже отошли от битья витрин и преспокойно выступают на сёрферских вечеринках. И впрямь – ну против чего так уж протестовать на золотых пляжах Санта-Моники или Малибу?
Авторитетную группу (опять же из Калифорнии) «Offspring» в «опопсении» обвиняли чуть ли не с первых лет её существования. Лидер группы Декстер Холланд и его коллеги сочувственно кивали, втайне посмеивались и вешали на стену рамочку с очередным платиновым диском. Впрочем, в мягкости и «непанковости» группу упрекают в основном те, кто понимает под панком только откровенно маргинальные и протестные команды. «Offspring», хоть и не отворачивались от нелицеприятных сторон американской действительности, всегда были ближе корневому американскому панку тех лет, когда о панк-идеологии никто особо и не подозревал. То есть, когда Декстер Холланд говорит, что без «Ramones» не было бы и «Offspring» - это так и есть, и уж конечно, никакими «Sex Pistols» там и не пахнет – там совсем другой коленкор.
Полноценной музыкальной жизнью группа живёт с конца 80-х, но настоящий, большой успех к «Отпрыскам» пришёл в середине 90-х – с выходом альбома «Smash». Эта пластинка выдвинула группу в первый эшелон американских панк-команд; больше того – она стала серьёзным аргументом в борьбе против безраздельно властвовавшего в те годы гранджа. И пускай по тогдашнему обыкновению любая приличная рок-группа должна была быть родом из Сиэттла – банда Холланда доказала, что на юго-западное побережье США тоже нужно обращать пристальное внимание.
Главной и категорической удачей группы стал выход альбома «Americana» - больше десяти миллионов проданных дисков! Кстати говоря, хотя альбом полностью соответствовал своему названию и был типичнейшей американой, - но в России он встретил самое горячее сочувствие и понимание. Этому, конечно, поспособствовало только-только появившееся российское MTV – клип «Pretty fly (for a white guy)» был настолько популярен, что даже теперь, спустя полтора десятка лет, эту песню нередко можно услышать на рингтонах людей, которым сейчас примерно под тридцать. Такая известность и любовь к «Отпрыскам» у нас была вознаграждена – в 2002-м году группа впервые выступила в Москве. Потом была пауза длиной в несколько лет (собственно, и в группе тогда всё было не безоблачно), но в 2008-м группа вновь приехала в Россию.
В Санкт-Петербурге «Offspring» будет выступать не в первый раз – правда, предыдущий концерт был ни много ни мало пять лет назад. В эти годы вместилось многое, но в первую очередь- запись двух альбомов. Последний, «Days Go By», вышел в 2012-м году. Так что не только «Претти флаем» жива группа, и не только старые хиты услышат её фанаты.
2 июня 2013, 20:00
Спорткомплекс "Юбилейный"
просп. Добролюбова, 18, ст. м. Спортивная
(812) 702-36-22, 498-60-33
|