В пятидесятых годах прошлого столетия на музыкальной карте мира появилась крохотная точка, которая, однако, очень сильно повлияла на дальнейшее развитие всей популярной музыки. Что-то вроде слов Нила Армстронга – «маленький шажок для одного человека и гигантский скачок для всего человечества». Этой маленькой точкой в Карибском море стала Ямайка, которая ещё не получила независимость от Британской Империи, но уже шла к тому на всех парах.
И именно на Ямайке появились музыкальные стили, без которых современную масс-культуру невозможно себе представить: регги, ска, даб...
И дело даже не только в самих этих жанрах как таковых – хотя и регги, и тот же ска очень популярны сами по себе. Но они не только сформировали свои – и очень масштабные – субкультуры, да что там «саб» – настоящую отдельную культуру. Они ещё и породили такое количество новых стилей, что остаётся только уважительно цокнуть языком. Например, рэп совершенно точно не появился бы, если бы выходцы с Ямайки не начали устраивать в «чёрных» кварталах США соревнования по раггамаффину, которые позже переродились в те самые рэп-баттлы.
Один из самых знаменитых ямайских стилей, ска, по времени предшествовал рэгги и в конечном итоге не стал таким же культовым — ну не было у него своего Боба Марли... Но влияние и величие ска недооценивать нельзя – этот жанр стал культурным феноменом ничуть не меньшего масштаба, разве что известен он был в чуть более узком кругу... И, как и регги и даб, ска тоже повлиял на множество других жанров – причём вплоть до самых неожиданных.
В семидесятых годах многие панк-группы пришли к выводу, что в чистом виде панк малость того... выдохся (первые задокументированные высказывания на тему «Панк мёртв, пацаны! Сматываемся из города!» относятся именно к тому периоду). Нужно было либо гордо признать смерть жанра, либо стараться оживить беспокойный труп (как оказалось позже, вовсе не труп, ну да не важно), либо, что самое очевидное, пытаться как-то развивать жанр, добавляя к нему новые элементы, синтезируя и экспериментируя.
Тут-то кому-то из панков пришло в голову... хотя нет. Процесс слияния был скорее обратным. Не панкам и их специфической креативностью, а скорее участникам британских ска-роковых групп пришло в голову: а отчего бы не разбавить спокойное звучание ска буйными панковскими девиациями, раз уж добро всё равно лежит бесхозное? А дальше, как пел незабвенный MC Василий, «я пошёл, попробовал, и ого-го, мне даже самому понравилось, как я это сделал». Духовые секции и раскачивающаяся ритмика ска легла на панк-риффы как влитая.
Так появился новый музыкальный стиль, моментально обретший легион поклонников – особенно среди субкультуры скинхэдов. Тут нужно немного прояснить: имеются в виду не те, кого под «скинами» принято понимать сейчас, а настоящие, труЪ-скинхэды, аполитичная рабочая молодёжь (к национализму изначальные скинхэды отношения не имели – это видно хотя бы по тому, что истоки субкультуры идут от чернокожих ямайских «руд-бойз»).
Ска, руд-бои... Какое же отношение это всё имеет к России? Да самое непосредственное. Музыка в стиле ска и ска-панк к нам проникла ещё в перестроечную эпоху, первые поползновения играть её в России датируются примерно серединой девяностых, а уже в двухтысячных в каждом крупном городе нашей страны можно было встретить коротко стриженных парней в поло «Фред Перри» и ботинках «Док Мартенс», «колбасящихся» на концертах доморощенных ска-групп.
Но одна из первых ска-панковых команд появилась у нас гораздо раньше – ещё в конце восьмидесятых. И по сей день, уже четверть века, она остаётся патриархом отечественной ска-панк-сцены. Речь, конечно же, идёт о группе «Distemper».
Строго говоря, «Distemper» изначально к ска-панку имел довольно слабое отношение: в 1989-м году у нас и слово-то такое мало кто знал. Так что группа, появившись на свет, играла вполне традиционный для тех лет грязноватый панк («панкуху») и большой известности не имела. Ну панк, ну и пускай, что у нас – панков мало, что ли? «Сектор Газа» есть!
Всё изменилось в начале девяностых. К тому времени «Дистемперы» уже записали дебютный альбом, который не принёс им вовсе никакой славы. Может, оно и не было самоцелью группы, но смириться с текущим положением дел и опустить руки – это было как-то совсем не по-панковски. Поэтому ближе к середине девяностых участники группы пришли к тому, что на Западе практиковали уже лет пятнадцать – панк-группа «Distemper» стала ска-панк-группой, и в этом качестве она и сделалась одной из главных отечественных команд, играющих в этом стиле.
Как говорил толкиновский Боромир, «нельзя просто взять и изменить звучание на ска-панковское»: нужно было расширять инструментарий. Поэтому «Дистемперы» взяли к себе тромбониста, а позже расширили состав до полноценной духовой секции с трубой и даже сессионным саксофоном. Свежая, малоизвестная у нас музыка мгновенно сделала «Distemper» объектом культа – а позже, развиваясь и осваивая новые горизонты, группа стала популярна и в Европе. Символ группы, Чумовую собаку, знают далеко за пределами Москвы и вообще России – это ли не признание?
20 июля, 19:00
Клуб Backstage
Лиговский просп., 113 (м. Лиговский проспект)
(812) 958-38-88
|