Наверное, создателям и пионерам музыки в стиле «метал» и в голову не могло прийти, какое количество стилей металлической музыки появится лет этак через двадцать. Ещё сильней бы они удивились, узнав, что в не таком уж далёком будущем станет сверхпопулярной непостижимая смесь метала и классической музыки под названием «симфоник-метал». Что поделать – концерты вроде «Metallica» и симфонический оркестр Сан-Франциско» тогда ещё не были мэйнстримом...
На первый взгляд сочетание самого брутального музыкального жанра и академической музыки может выглядеть несусветной мутацией, «помесь бульдога с носорогом». Но только на первый взгляд. Действительно, было бы странным представить себе, как выходит на сцену группа «Napalm Death», и Марк Гринуэй начинает хрипло рычать свою «Breed to breathe» под аккомпанемент скрипок и виолончелей. Это уже даже не постмодернизм и не эклектика, а, скажем прямо, дичь какая-то.
Однако если природа не наградила вас титановыми голосовыми связками для страшнейшего гроула или скриминга, зато дала вам оперный баритон или, для женщин, лирико-драматическое сопрано – ничего для вас в метале не потеряно, потому что симфоник-метал как раз на такое пение и рассчитан. Именно поэтому в жанре так много женщин-вокалисток, что для других стилей, какого-нибудь дэта или грайндкора, мягко говоря, несвойственно (женский гроулинг или, упаси боже, гуттурал – явление всё-таки достаточно редкое и экзотичное).
Ну а кто является главной богиней и королевой жанра симфоник-метал – лишний раз даже и говорить, наверное, не нужно: достаточно тихонько прошептать – «Тарья...», и миллион лужёных металлических глоток в едином порыве рявкнет – «ТУРУНЕН!». И другие слова будут здесь лишними, потому что это имя давно уже говорит само за себя.
Симфоник-метал в Финляндии вообще цветёт буйным цветом. Финляндия без метала — это всё равно что Россия без родных берёзок или Нигерия без военных переворотов: это даже не музыка, а часть парадигмы, культурного кода. Может быть, слишком смело было бы сказать, будто каждый финн — латентный металлист (это всё равно что «каждый русский – латентный игрок на балалайке»), но жанр этот в стране Суоми не просто уважаем – он там почитаем.
Так что группа «Nightwish», едва появившись, уже была обречена вкусить плоды успеха. Не потому, конечно, что они играли метал — в конце концов, сотни металлических групп точно так же появлялись в Финляндии и сразу же растворялись в океане безвестности (бездарей нигде не любят). Но в том-то и дело было, что «Nightwish», помимо всех прочих плюсов, обладала бриллиантом беспрецедентной чистоты в лице своей вокалистки Тарьи Турунен – наверное, одной из величайших женщин-солисток за всю историю мировой рок-музыки.
История «Nightwish» и Тарьи как рок-певицы началась в 1996-м году, когда человек с ветвистым именем Туомас Холопайнен решил организовать собственный металлический коллектив. Изначально группа планировалась как пауэр-металлическая; однако приход Тарьи на роль вокалистки заставил Холопайнена слегка пересмотреть концепцию. Пауэр-метал так и остался основой, фундаментом «найтвишевского» саунда. Но выдающийся голос Турунен заслуживал чего-то ещё более грандиозного, помпезного и «оперного», заслуживающего скорее «Ла-Скалы», чем рок-площадки. Так что финны «сделали бочку», выбрали симфо-метал в качестве своего стиля – и сорвали джек-пот!
Первые пару лет всё шло традиционно — тренировки на кошках, обретение широкой известности в узких кругах, а потом и стабильной популярности в масштабах всей страны. Ближе к миллениуму финны решились наконец выйти на международную сцену, благо пели они в основном на английском – следственно, проблема языкового барьера перед музыкантами не стояла. Последовавший огромный успех неожиданностью не стал: возвышенный и по-хорошему пафосный настрой, тексты на понятном языке про Элберет Гилтониэль и расстрел в «Колумбайне», прекрасная, богато аранжированная музыка и феноменальный вокал — ну что ещё поклоннику метала для счастья нужно?
Куда большей неожиданностью для всех фанатов стало то, что в конце 2005-го года, когда «Nigtwish» пребывали на пике популярности далеко за пределами Финляндии, Тарью внезапно отправили в отставку. Мотивы этого решения до сих пор неясны до конца, но понятно одно — уволив Тарью, да ещё и с сильным оттенком скандальности, группа «Nightwish» лишилась немалой части фанатов.
Сама же Турунен некоторое время погоревала, после чего с истинно скандинавской твёрдостью сказала что-то вроде «Им же хуже» – и занялась сольным творчеством. Тарья нащупывала почву под ногами, была, так сказать, в свободном полёте (пела она в это время не только метал, но и оперные арии), а затем, спустя два года после ухода из группы, наконец записала свой полноценный дебютник, который (опять-таки в истинно скандинавском духе) назывался «Моя зимняя вьюга».
С тех пор Тарья Турунен — это совершенно самостоятельная величина в мире металлической музыки. Некоторые фанаты из числа самых молодых и не в курсе, что она когда-то пела в «Nightwish». Та страница её жизни закрыта и даже заклеена – а Тарья прямо сейчас пишет (или даже поёт) новую.
20 марта, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|