20 января, в среду, в 19:00 в Санкт-Петербургском Доме музыки (наб. Мойки, 122) состоится концерт «Вечера в Английском зале» к 260-летию Вольфганга Амадея Моцарта. Выступят молодые солисты, лауреаты международных конкурсов пианист Николай Саратовский и флейтист Андрей Санников.
Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 — 5 декабря 1791) — великий австрийский композитор и музыкант-виртуоз, представитель «венской классической школы», один из самых известных и исполняемых композиторов в истории. За свою короткую жизнь Моцарт создал 626 произведений: первое – в возрасте 5 лет, последнее – на смертном одре.
Программа вечера включает в себя камерные произведения: сонаты, рондо, вариации. Среди них и признанные хиты: Соната №11 для фортепиано, в которую включён известный «Турецкий марш», Рондо для фортепиано создано как альтернативная концовка концерта для фортепиано №5, сочинённого Моцартом ещё в семнадцатилетнем возрасте и Соната для флейты и фортепиано, которая относится к одним из самых ранних сочинений композитора. Восьмилетний Моцарт написал её, пребывая на гастролях в Лондоне.
Николай Саратовский (28 лет) — выпускник аспирантуры Московской консерватории (класс профессора Елены Рихтер), лауреат международных конкурсов в Таранто (Италия, 2013), в Мадриде (Испания, 2013), лауреат конкурса "Arcangelo Speranza" (Таранто, Италия, 2014), стипендиат Президента РФ. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2013 года.
Андрей Санников (24 года) — студент Московской консерватории (класс Народного артиста России Леонида Лебедева), победитель конкурса "Giovani Musicisti" (Тревизо, Италия, 2014), победитель конкурса «Приз Антонио Сальери» в Леньяго (Италия, 2015), конкурса в Стокгольме (Швеция, 2015), стипендиат фонда «Русское исполнительское искусство». Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2014 года.
В рамках «Вечеров в Английском зале» успешные молодые солисты, участники программ Дома музыки, выступают на конкурсной основе, предлагая свои программы.
Аннотация
Среди записей, сделанных П. И. Чайковским в 1886 году в своем дневнике, есть следующая: «В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно». Выдающийся русский композитор в полной мере оценил неповторимость гениального собрата, который оставался великим во всех жанрах, в которых работал, и сделал их таковыми, благодаря своим творениям.
Невероятное по масштабам музыкальное наследие В. А. Моцарта, прожившего неполных 36 лет, охватывает сочинения разных жанров и для разных составов. Сегодня в концерте будет представлена лишь малая часть его фортепианных и флейтовых опусов, среди которых есть и широко известные, и редко исполняемые сочинения.
Время и место создания Сонаты № 11 Ля мажор Моцарта подлинно неизвестно, обычно называют длительный период с 1778 по 1784 годы. Соната принадлежит к числу наиболее известных произведений Моцарта, ее часто называют «сонатой с турецким маршем» из-за необычного финала. Но нетрадиционным в сочинении является не только финал; уже первая часть удивляет тем, что написана она не как сонатное аллегро, а как тема с шестью вариациями (Tema. Andante grazioso. Variationen I-VI ). Характер темы — спокойный, песенный, слегка грациозный, отдаленно напоминающий мягкую сицилиану. Вариации различны по характеру: в первой преобладает изящная галантность; грациозная вторая выделяется юмористическим оттенком; третья (композитор в отличие от остальных проводит ее в ля-миноре) отличается грустным настроением; четвертая своим смелым размашистым движением создает динамический размах; пятая вариация близка к инструментальной арии; шестая вариация выделяется подчеркнутой танцевальностью. Вторая часть Сонаты – Менуэт сохраняет основные черты старинного танца, где решительным крайним частям контрастирует нежная, плавная середина. Третьей части композитор предпослал указание «Alla turca» («В турецком стиле»), а особенности строения финала способствовали тому, что пьесу стали называть «Турецкое рондо» или чаще — «Турецкий марш». С подлинной фольклорной музыкой Турции тема финала никак не связана, слово «турецкий» в 18 веке в европейском искусстве обычно использовали для общего обозначения «янычарской» музыки, воспринимаемой как варварская, дикая. Моцарт неоднократно обращался к этому интонационному пласту, например, он ярко проявился в его опере «Похищение из сераля». Своеобразие и динамичность выразительной основной темы придает завершающей части Сонаты новый оттенок.
Рондо представлено во многих сочинениях Моцарта: предусматриваемое в данной музыкальной форме многократное возвращение основной темы–рефрена определяет возможность для композитора вновь и вновь утверждать важный для него художественный образ. На рукописи Рондо Ре мажор (К. 485) Моцарт выписал дату — 10 января 1786 года и посвящение одной из своих любимых учениц, своеобразным музыкальным портретом которой и стала тема сочинения (хотя справедливости ради следует отметить, что эта тема ранее уже использовалась композитором в его Фортепианном квартете соль минор). По мнению Альфреда Эйнштейна, автора всемирно известной монографии о композиторе, эта тема «превосходна по красоте и приятности». Она в полной мере передает пылкие чувства, владевшие композитором в тот памятный день.
Полное название написанного В. А. Моцартом в 1784 году фортепианного цикла — «10 вариаций на тему ариетты "Unser dummer Pоеbel meint" ("Так думает наша глупая чернь") из зингшпиля К.-В. Глюка "Die Pilgrime von Mekka" ("Неожиданная встреча, или Пилигримы из Мекки"»). Ариетту в зингшпиле поет слуга Осмин, сопровождающий принца Али в Каире (еще одно сочинение, раскрывающее ориентальную тему). По свидетельству современников, вариации на какие-либо популярные темы рождались у Моцарта обычно в сольных концертах, когда «на бис» он импровизировал на глазах у публики, создавая сложные композиции. Использование в данном случае широко известной темы Глюка было обусловлено присутствием прославленного маэстро на моцартовском концерте и стало своеобразным музыкальным приношением одного выдающегося композитора другому.
Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели Ре мажор K. 285 создавался Моцартом в 1777 году по заказу флейтиста из Мангейма Фердинанда де Жана. Избранный жанр предполагает равноправие всех участников ансамбля, однако Моцарт все же выделяет в Квартете флейту, поручая ей проведение основных тем сочинения, усиливая в партии инструмента концертирующее начало. Выразительная первая часть (Allegro) сменяется поэтичным Adagio (оно вполне могло бы стать прелюдией к сцене «царства умерших» в «Орфее» Глюка). Третья же часть (Rondo) — еще один вариант искрометного, мелодически щедрого финала, которыми так богато наследие композитора. В настоящее время сочинение исполняется преимущественно в переложении для флейты и фортепиано.
Двойной концерт для флейты и арфы с оркестром До мажор (K. 299) был написан Моцартом в 1778 году в Париже. Он предназначался для флейтиста-любителя А. Л. Боньера и его дочери-арфистки, к которой Моцарт был приглашен в качестве учителя по композиции. В те годы арфа еще не стала постоянным инструментом в оркестре, но была очень распространена в салонном музицировании. Необычным было и концертное сочетание арфы с флейтой, созданное Моцартом. Концерт быстро стал популярным среди исполнителей, особенно его вторая часть — прекрасное лирическое Andantino, написанное в форме вариаций. В дальнейшем было сделано переложение произведения, где партия арфы передавалась фортепиано.
Первоначальный вариант Сонаты До мажор (К. 14) предназначался В. А. Моцартом для скрипки и фортепиано (в ансамбль могла включаться и виолончель), и лишь впоследствии было сделано ее переложение для флейты. Соната принадлежит к числу ранних сочинений композитора. Она была написана в числе других сонат в 1764 году в Лондоне, где Моцарт выступал в рамках своего большого европейского концертного турне, и посвящена королеве Шарлотте. Соната во многом отражает особенности раннего, доклассического стиля композитора. Необычность проявляется даже в строении Сонаты, где первые части написаны в темпе Allegro, а завершают все произведение два галантных Менуэта.
Среди многочисленных инструментальных миниатюр В. А. Моцарта выделяется его Анданте для флейты и оркестра До мажор (K.315), созданное в 1778 году. Первоначально пьеса предназначалась в качестве замены второй части Концерта для флейты № 1 Соль мажор (K. 313). Заказчику и исполнителю Концерта Соль-мажор, флейтисту Ф. де Жану не понравилось (или показалось трудным для исполнения) первоначальное Adagio, и Моцарт заменил его лаконичным Andante. Впоследствии нежное, выразительное, наполненное идиллическими оттенками Анданте стало исполняться как самостоятельная пьеса. Третья же часть Концерта для флейты с оркестром Соль мажор (К.313) Rondo была написана в жанре Менуэта. Но и здесь композитор отходит от традиционной трактовки старинного танца и создает яркую, наполненную весельем и юмором, музыкальную пьесу.
Проф.З.М.Гусейнова
Стоимость билетов 300-350 руб. Аудитория 12+
Обувь на шпильках, фото-видео съёмка запрещены.
Справки и аккредитация по телефонам: (812) 702-60-96
Подробная информация на сайте www.spdm.ru
|