Музей Эрарта представляет выставку Софьи Мининой и Ивана Асиновского, в которой художники показывают современный быт и житейские мелочи через призму высокого искусства.
Если вы думаете, что «Инстаграм» — изобретение XXI века, то вы глубоко ошибаетесь. Еще до нашей эры люди делились с окружающими картинками из частной жизни. Одними из самых древних изображений считаются египетские рельефы во дворце в Амарне, где показаны Эхнатон и Нефертити, играющие с детьми.
В XVII веке голландские художники развлекали зрителя честным описанием ежедневного быта. Особенно их внимание привлекали вечеринки и пиры, где столы ломились от еды и алкоголя. В русском искусстве за бытописание отвечал Павел Федотов, оставивший после себя ряд узнаваемых сюжетов, например, «Завтрак аристократа». Ничего не напоминает?
Интерес художников к повседневности, их попытки уйти от эпоса, возвышенных религиозных и исторических тем, обычно характеризуют словосочетанием «бытовой жанр».
Это направление близко Софье Мининой и Ивану Асиновскому — молодым художникам, чьи работы представлены на выставке «Запас тьмы» в музее Эрарта.
Авторов экспозиции волнует красота обыденности, которую они с юмором вписывают в вечность.
Полную даму, сидящую в вагоне метро, они, в отличие от других представителей своего поколения, не фотографируют и публикуют в соцсетях, а запоминают, пишут красками или отливают в фарфоре.
Вложенные усилия художников добавляют пассажирке весомость и вневременность. Теперь это не просто грузная женщина, уснувшая в метро, но одновременно богиня подземного царства, как Персефона у древних греков или Прозерпина у римлян.
Софья и Иван словно архивируют наш быт и банальные сцены из жизни в живописи и скульптуре. Их работа подобна янтарной смоле, что сохранила для нас уже вымерших насекомых.
Название выставки «Запас тьмы» указывает зрителю на то, что вынесено за рамки повседневности, на то, что формирует окружающую действительность и нас. Это мир с его войнами, несправедливостью и плохой погодой. «Запас тьмы» имеется и в подсознании каждого человека.
Популярная культура последнего десятилетия приучила нас любить себя такими, какие мы есть. Она пообещала, что мир прогнется под нас, и мы перестали адекватно себя оценивать.
Об этом, об убийственной власти над собственным ребенком говорит нам работа «Нью-Мадонна» Софьи Мининой. В скульптурной композиции Ивана Асиновского «8 марта», в свою очередь, показано, как сильные женщины держат подвыпившего мужчину. Таких сюжетов, заставляющих задуматься, на экспозиции немало.
Гостям выставки «Запас тьмы» художники, прежде всего, предлагают с юмором, правдиво взглянуть на самих себя и многое про себя понять.
18+
21 апреля - 19 июня 2017
Музей современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2
(812) 324-08-09
|