Электронная музыка — штука очень странная и парадоксальная. С одной стороны, каждый год сознательные музыкальные журналы посвящают колонки «смерти электронной музыки», а то и не колонки, а даже и целые развороты. С другой стороны, каждый же год десятками появляются не то что артисты, а целые лейблы, специализирующиеся именно на записи музыки, которая вроде как «умерла». От получившегося противоречия возникает лёгкий когнитивный диссонанс, как при виде человека, которого отпели, обмыли и похоронили, а тут вдруг глядь – а он идёт себе по Курфюрстендамм, помахивает тросточкой этак беззаботно и ещё и, мерзавец такой, насвистывает дырочкой в правом боку. Причём выглядит намного лучше и живее, чем безутешные родные на гражданской панихиде.
В общем, ровно так выглядит и электроника — давно уже закрылись многие журналы, певшие ей отходную, а старенькие уже критики пьют кефир на лавочке у подъезда, забивают «козла» и уже и не помышляют о рецензировании электронных альбомов – а те всё выходят и выходят, всё новые и новые, всё больше и больше. И последние лет пять (на Западе — лет десять) эта тенденция только усиливается — потому что теперь для создания музыки и вовсе не нужно ничего, кроме таланта и лэптопа с парой программ, а для продвижения хватит канала на «YouTube» или профиля на «Last.fm».
Наверное, главный секрет электронной музыки — это её удивительная универсальность. И впрямь, если опросить сто человек на улице (даже отсеяв тех, кто в принципе не понимает, о чём речь) – то выяснится, что большинство опрошенных под этим выражением понимают что-то своё. Для одних это будет высоколобый эмбиент Брайана Ино, для других – меланхолические эксперименты Тома Йорка, а ещё для кого-то электроника заключается в безумных дискотечных тымц-дымцах от неприличных групп вроде «666» или «Junk her trunk».
Так и выходит, что сам термин «электронная музыка» в последнее время употребляется всё реже. Но с её «смертью» это не связано никак в смысле «вообще никак»: просто тут та же история, что и с джазом. Вот как можно объединять в рамках одного жанра патриарха Дюка Эллингтона и безумного гения-авангардиста Джона Зорна? Да никак; хотя они, казалось бы, вышли из одной почвы. Так и с электроникой: она давно разделилась на десятки и сотни слабосвязанных, а то и взаимоисключающих жанров. И попробуй теперь найти её корни! Поэтому новых стилей в электронной музыке появляется едва ли не больше, чем новых исполнителей — и это если даже брать только «чистую» электронику; а куда отнести смежные стили вроде синти-попа?
Стиль «глитч» - сравнительно молодой, да и не мог быть другим, поскольку для его исполнения нужен компьютер. Так, ещё раз: для его исполнения НЕОБХОДИМ компьютер, то есть если и существуют на свете умельцы, которые смогли бы сыграть акустический глитч на балалайке, то про них автору ничего не известно. Только компьютер, только хардкор! – потому что как вы иначе сможете сымитировать эффекты потёртой пленки или поцарапанного компакт-диска, когда запись как бы случайно перескакивает с одного участка трека на другой, а потом делает причудливый вираж и возвращается в самое начало? (Примерно в таком стиле «Portishead» работали с сэмплами на своём третьем альбоме).
Именно эта особенность жанра делает глитч, с одной стороны, таким неординарным и узнаваемым, с другой – позволяет ему отлично сочетаться с другими музыкальными направлениями. Причём соединять глитч можно, по сути, с чем угодно — от барочных саундтреков к нуарам 50-х годов, до самого жестокосердого индастриала в духе Эла Йоргенсена. Само собой, музыка это довольно специфического склада, так что огромных мировых звёзд, которые собирали бы стадионы вроде «U2» или «Radiohead», в глитче нет – да он, собственно, на это особо и не нацелен (кроме, может быть, «Aphex Twin», но старину Ричарда Джеймса в один жанр не впихнёшь — глитч лишь один из многих его стилей). Зато каждая серьёзная группа обладает своим, не особенно широким, но преданным и подкованным кругом поклонников, и каждый новый релиз сразу будет оценен истинными знатоками жанра – случайных людей, которым понравился один трек, здесь практически нет.
Калифорнийскую группу «The Glitch Mob», несмотря на декларативное название, к чистым глитчерам тоже не отнесёшь (а существуют ли они вообще, эти «чистые глитчеры»?). За восемь лет деятельности группы её участники, образно выражаясь, сунули нос в такое количество электронных стилей, от которого голова может пойти кругом — от синти-попа до вездесущего дабстепа (который в их исполнении получается на удивление живым и не пластиковым). И всё же пресловутый «глитч» – едва ли не главное оружие «Моберов», особенно в соединении с хип-хопом. Собственно говоря, «Glitch Mob» так свой жанр и именуют — глитч-хопом.
Музыка калифорнийцев очень далека от бездумной клубной молотилки: это, конечно, не сложно сконструированная заумь «Nurse With Wound», а просто грамотная и умело сконструированная электроника с изобилием вполне новаторских идей, которые в лучших треках поднимают группу до уровня «Red Snapper» и того же Эйфекса Твина. Это, кстати, подтверждает и ремиксерская деятельность музыкантов — они делали миксы на песни таких фигур как «TV on the radio» и «White Stripes».
21 августа, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|