Поздняя осень и зима — самая подходящая пора для готик-рока: за окном воет метель, крутя вихри снежные и путников неосторожных, дрова в камине потрескивают вроде и уютно, а вроде и как-то угрожающе, холод проникает сквозь каждую незаткнутую щёлочку в доме, а под бледным светом полной луны шныряют по снегу всякие существа, с которыми лучше особо не встречаться. И над всем этим раздаются мрачно-размеренные звуки песни «Вервольф» группы «Агата Кристи»...
Правда, при свете дня выясняется, что всё не так уж и грустно: вьюга успокоилась, дров в камине нет никаких, потому что это вообще электроконвектор, а зловещее существо в снегу — это никакой не вервульф, а дворник, тот самый маленький таджик из песни Сергея Трофимова. И только звуки «Агаты Кристи» продолжают продирать до костей так, что никакой вьюге не снилось.
Тут, впрочем, надо с грустью оговориться, что огромное количество современных «готик-групп» к готик-року имеют примерно то же самое отношение, что вервульф — к дворнику. То есть, может, и существует крохотный шансик на то, что дворник в итоге всё-таки окажется оборотнем, но будем честны — в 99,9999 процентах случаев это как был дворник, так им и остаётся. В общем, примерно то же самое можно сказать и про нынешний готик-рок – ведь есть лишь исчезающе малый шанс, что мрачно слоняющиеся по сцене мужчины в чёрном и с выбеленными лицами на самом деле исполняют настоящую готику...
Почему так происходит? Трудный вопрос, хотя разгадка, в принципе, лежит на поверхности: коммерциализация же. Конечно, тут недалеко до старческого брюзжания — дескать, вот раньше готик-рок был «труЪ», а потом его запели все и он выродился понятно во что. Ну что ж, да ведь так и есть в какой-то мере. Впрочем, это касается любого популярного жанра: закон Старджона, согласно которому 90% всего издающегося – барахло, вещь может и спорная, но очень похожая на правду.
В этом, видимо, и кроется корень проблемы: большая (скажем политкорректно: «большАя», хотя, может, и «бОльшая») часть современных готик-групп сосредоточились на антураже: они усердно гримируются, вытаскивают на сцену грандиозные декорации, чтобы потом спеть песенку про страдающего вампира (а замени его на страдающую глубоководную медузу — ничего особо и не изменится). И при этом как-то мило забывается, что настоящий готик-рок – он не столько про вампиров, сколько про «ужас человеческой экзистенции». Великая группа «Joy Division» ни про каких потусторонних существ не пела, да и вообще стилистически принадлежит к пост-панку, но большинство классических готик-групп считают её своей предтечей (как и «Velvet Underground», допустим) — потому что дело не в оборотнях и страшных сказках, с которыми прекрасно справлялся и «Сектор Газа», дело в общем градусе трагизма.
Впрочем, некоторым группам удаётся прекрасно совмещать «потустороннюю» тематику и серьёзные, глубокие тексты, не скатывающиеся в сахарную пошлятину, как у некоторых известных финских групп (не станем показывать пальцем). Например, тот же «Bauhaus», спевший когда-то знаковую для жанра композицию про смерть главного Дракулы всех времён и народов — Белы Лугоши. Что особенно приятно, у нас такая группа тоже имеется, и не просто существует где-то на периферии, а пользуется большой и заслуженной популярностью, при этом вовсе не теряя в качестве. Это, разумеется, культовая питерская группа «Пикник».
Вообще, трудно представить себе российскую готическую группу, которая не носила на себе следов духовной связи с Санкт-Петербургом – пусть здесь имеется в виду, скорее, словосочетание «Петербург Достоевского» (тут в голову приходит странноватая мысль, что родись Фёдор Михайлович в 80-х годах прошлого века, он, вполне вероятно, слушал бы именно «Joy Division» и «The Cure»). Вот, к примеру, один из главных русских готик-альбомов – «Мечта самоубийцы» группы «Телевизор» – носит очень чётко выраженную географическую привязку именно к «петербургскому тяжёлому небу».
То же и с «Пикником» – группа появилась в начале восьмидесятых в Ленинграде, и как-то даже кощунственно сейчас думать, что она могла бы появиться, гм, в Свердловске (хотя это всего лишь предрассудки — ведь «Агату Кристи» мы в тексте уже упоминали...). Но, во всяком случае, одно понятно — более «питерских» по духу групп, чем «Пикник», ещё поискать.
С другой стороны, «Пикник» вообще выглядит какой-то в хорошем смысле «не нашей» группой – такой же, как имя его многолетнего лидера, мрачноватого сухощавого человека в чёрном цилиндре Эдмунда Шклярского. Посконно-домотканых мотивов, завершающихся бутылкой кислых щей, в творчестве «Пикника» не найти совершенно точно – зато там есть сложная сценическая машинерия, совершенно арт-роковые «фишки» (да и вообще «Пикник» - это история про арт-рок в той же мере, что и про готику) и натуральные музыкальные спектакли, весьма отдалённо напоминающие стандартный рок-концерт.
Но главная особенность «Пикника» - что вся эта антуражная красота, хоть и несомненно важна, но всё же не выходит на первый план — главной всё-таки остаётся музыка, та самая, что хоть бывает и про вампиров, но с настоящим человеческим нервом внутри. Поющему только в составе «Пикника» уже больше тридцати лет Шклярскому ещё есть, что сказать; а конец декабря — лучшее время, чтоб это услышать.
21 декабря, 20:00
Концертный зал Космонавт
Санкт-Петербург, Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|