Когда ещё даже не в России – в СССР появился рэп, это вызвало вопросы. Мало кто вообще мог понять, для чего попу гармонь, и какое отношение имеют к нашей действительности имеют проблемы темнокожих пацанов из американских гетто, которые развлекаются кражей телевизоров, а то и устраивают перестрелки район на район. К слову сказать, сейчас таких голосов слышно не меньше — просто рэп уже всё-таки довольно прочно вошёл в нашу жизнь, и голоса сторонников имеют ничуть не меньший вес.
И всё же, даже если отбросить в сторону «интеллектуальные» споры на тему «Рэп – это музыка или нет?», вопросы всё равно останутся. Что-то наподобие: «Ну если нравится хип-хоп, то и почему бы не послушать «N.W.A.» или там Лупе Фиаско – зачем же тащить это на нашу почву?». Ну и впрямь — где какой-нибудь Си-Джей из Южного Бронкса с его заботами и проблемами, а где Петя Иванов из Челябинска, что у них общего, и вообще – это же чуждое явление, товарищи!
Однако выяснилось, что общее всё-таки есть, и что проблемы и радости у Си-Джея и у Пети Иванова могут быть, с поправкой на географию, совершенно одинаковыми. Потом оказалось, что и огромный мир хип-хопа одним гангста-рэпом не ограничивается (хотя он был, конечно, в 90-х самым популярным стилем в рэп-культуре), и говорить на языке «чёрных» речитативов можно не только об ограблениях аптек и тюнинге угнанных «тачек», но и на вполне себе глобальные общечеловеческие темы.
Ну а уж слова, что рэп – это, дескать, музыка темнокожих и поэтому у нас приживётся плохо, и вовсе нелепы. Ведь когда-то так говорили и про джаз, между прочим. С рэпом – та же история: перечислять имена белых рэп-исполнителей высшего эшелона можно очень долго. Даже если конкретизировать и сказать, что для рэпа не подходит именно описательный и богатый русский язык – всё равно звучит это глуповато: кажется, что главным условием здесь всё-таки будет талант, а не какие-то языковые рамки...
Так что рэп-исполнителей у нас хоть и было немного, но зато каждый из них был яркой и запоминающейся фигурой: раскованный «Мальчишник» и отделившийся от него Дельфин, остроумный юный харизматик Мистер Малой и его немного карикатурное отражение ДеЦл, фриковатая протоджигурда Богдан Титомир и серьёзный «Bad Balance» – в общем, и группы, и отдельные исполнители были на любой вкус и цвет.
Тем временем, пока все эти группы соревновались за звание «king-of-da-hood», то бишь царя горы, в Ростове-на-Дону неспешно и без особой шумихи созревала молодая рэп-формация, которая сначала называлась вычурно: «Психолирик». Такое название она носила с середины по самый конец девяностых, и тогда об этой группе мало кто знал (за пределами родного Ростова — практически никто). По-настоящему знаменитой она стала в новом тысячелетии, уже под другим именем – «Каста».
Основали будущую «Касту» несколько очарованных рэпом парней, которые тогда ещё даже школу не закончили. Случилось это в 1995-м году. Довольно странный выбор жанра, казалось бы, – в те годы в провинцию рэп-культура ещё, мягко говоря, не проникла. Однако кое-что всё-таки просочилось – и это были отборные образцы, хип-хоп в своём высшем проявлении. Например, культовая рэп-формация «Wu-Tang-Clan» – возможно, самая знаменитая рэп-группа в истории, которая у «кастовцев» была любимой. То есть примеры для подражания у ростовских ребят были самые серьёзные.
С идейными вдохновителями всё было классно – с самой музыкой сначала шло не очень. Это понятно: ну нету в музыкальных училищах такого класса – MC или DJ. Так что основатель группы Владислав «Влади» Лешкевич в музыкальной школе учился играть на гитаре, а миксы, скретчи и прочие диджейские приёмы осваивал совершенно самостоятельно. В девяти случаях из десяти такое подростковое «творчество» заканчивается грудой старых кассет с надписью фломастером «МОЙ РЕП», валяющихся на помойке. В десятом случае в уравнении появляется ещё одна переменная – талант. Он у Влади был, и вскоре его миксы уже крутили на ростовских радиостанциях. Тут уж было грех не создать группу, и Влади её таки создал.
Девяностые для группы прошли под знаком «прокачки». Рэп-тусовка в Ростове была вполне приличной, и молодые музыканты могли обмениваться опытом, создавать какие-то новые проекты – в общем, расти. Появилась даже крупная формация с неимоверно пафосным названием «Объединённая Каста». А просто «Каста» уже на всех парах летела к признанию – далеко за пределами родного города.
К началу двухтысячных большинство старых легенд русского рэпа сдали позиции – «Bad Balance» распался, Мистер Малой ушёл в чистую контркультуру, а Титомир — в нечто вообще непонятное и неописуемое. Да и те, кто остался, на титул легенды как-то не особо тянул (кроме, может, Дельфина) — большинство проектов были уж очень несерьёзными, даже карикатурными. На этом фоне «Каста» с их внятной и серьёзной (но и очень ироничной) лирикой выглядели командой очень высокого уровня. Да, в общем-то, таковой они и были – безо всяких сравнений. «Каста» была просто обязана добиться успеха – и она его добилась, причём, в лучших традициях заокеанских рэп-формаций, и как группа, и как множество отдельных исполнителей, записывавших сольные альбомы. Точь-в-точь, как любимый «Ву-Танг», с которого всё и началось.
21 июня, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|