Музыкальная готическая сцена велика и многогранна. Для того, чтоб пересчитать стили, тем или иным боком к ней относящиеся, явно не хватит пальцев на обеих руках и, возможно, даже на ногах. Иные музыкальные теоретики доходят до того, что относят к ней в принципе любую группу, характерную своим «тёмным» взглядом на мир (был изобретён даже специальный термин «тёмная сцена», но он является весьма спорным). Это, впрочем, делается скорее от слабого знания предмета. Да и впрямь – ну как отнести к готик-культуре, скажем, дум-метал?
Корни готик-культуры лежат в пост-панке. Тем не менее, первая волна этого направления («Joy Division», «The Cure», «Fad Gadget») напрямую к готической сцене не относились – хотя мрачные, депрессивные песни и «чёрный», отчуждённый имидж того же Йэна Кёртиса вполне тянули на «готику». Более конкретно готик-рок как жанр оформился с появлением таких групп как «Bauhaus» и «Sisters of the mercy» . Хотя все эти группы по большому счёту использовали как фундамент тот же пост-панк, они решили отказаться от минимализма «манчестерского саунда» и насытить свои песни барочной роскошью готического звучания.
Несколько позже, уже во второй половине 80-х, готик-культура сформировалась в уже полноценном, зрелом виде. Пост-панком и даже готик-металом музыкальные предпочтения её апологетов уже не ограничивались. В «тёмную сцену» органично влились такие разные жанры, как дарквэйв, индастриал, апокалиптик-фолк, дэт-рок и даже такое своеобразное направление как «готабилли» (что-то вроде Джонни Кэша, если бы тот вдруг начал петь про вампиров и кладбища). Появились новые субкультуры внутри «генерального» течения – например, киберготы, которые уже слушали преимущественно индастриал и EBM.
Тем не менее, традиционный готик-метал свои позиции сдавать не собирается. Мощный символизм, мелодичность, никогда не устаревающее декадентство имиджа – всё это позволяет стилю обретать всё новые поколения поклонников, многие из которых в момент возникновения стиля ещё даже не родились. Готическая субкультура очень популярна в Европе – поэтому логично, что многие знаковые для стиля группы родом именно оттуда. «Sopor Aeternus», «Celtic Frost», «Scream Silence» - в этом ряду одной из самых крупных величин значится швейцарская группа «Lacrimosa».
Группа появилась на свет в 1990-м году. Впрочем, группой её на тот момент называть было несколько преждевременно, поскольку состояла она тогда из одного-единственного человека-оркестра – Тило Волльфа, который одновременно был композитором, вокалистом, а заодно и играл на нескольких инструментах. Вторая постоянная участница группы, без которой нынешнюю «Лакримозу» невозможно себе представить, – Анне Нурми – пришла в группу только во время записи четвёртого альбома, в 1995-м году. К слову, её приход стал для «Лакримозы» важной вехой – он ознаменовал стилевой переход от чистого дарквэйва к более сложным, разнообразным формам.
Первые три альбома «Lacrimosa», принесшие Тило Волльфу мировую известность, были выдержаны в кристальном стиле «дарквэйв как таковой» - мрачном, мелодичном, болезненно-красивом и несколько однообразным. Появление в группе финки Анне Нурми придало музыке группы некую глубину и вариативность, недостаток которых на ранних пластинках всё же отмечался. Нурми очень быстро выросла из роли красивой декорации в полноправного участника, в некоторых песнях поднимая свой вокал на уровень Тарьи Турунен, не меньше, - и это при том, что минорное пение Тило Волльфа по-прежнему в «Лакримозе» считалось основным. А вскоре Нурми вступила и вовсе на священную территорию – написала для группы несколько песен, что прежде было исключительной прерогативой бессменного фронтмена группы.
Сравнение Анне Нурми с Тарьей Турунен неслучайно – «Lacrimosa» нередко работает и в стиле «симфоник-метал» (а один из альбомов, «Elodia», и вовсе был записан совместно с Лондонским симфоническим оркестром). Финско-швейцарский дуэт вообще весьма продуктивен: всего музыкантами было выпущено 12 студийных альбомов (примерно по пластинке каждые два года). Последний на нынешний день альбом, «Revolution», совсем свежий – вышел осенью 2012 года. Поэтому посетители клуба «А2» смогут увидеть не просто настоящее готическое шоу, но по-настоящему НОВОЕ готическое шоу.
21 марта 2013, 20:00
Клуб "А2"
Медиков пр., 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|