Если на мгновенье себе представить, что в Финляндии законодательно запретят играть музыку в стилях «метал» и «готик-рок», то очередь из безработных музыкантов на бирже труда растянется от Хельсинки до норвежской границы. Будет, наверное, большим обобщением сказать «Поскреби финна — найдёшь металлиста», но «поскреби КАЖДОГО ТРЕТЬЕГО финна, и найдёшь металлиста» – вот это уже, пожалуй, преувеличением не станет. Финские музыканты – они как Терминатор: живая плоть на металлическом эндоскелете.
«Это безумие» – скажете вы. Тогда обратимся к фактам. Если начать перечислять финские (и вообще скандинавские) метал-группы, не хватит пальцев на руках, даже если вы сторукий великан-гекатонхейр из греческой мифологии. Можно, конечно, сделать выборку из групп только «первого эшелона», но их всё равно будет очень много. Это, видимо, какая-то специальная особенность северной души – любовь к пафосному (в хорошем смысле слова) мелодичному «тяжеляку» про любовь, кровь, Старшую Эдду и уходящих в Валгаллу воинов-берсеркеров.
Скандинавские музыканты настолько приватизировали этот музыкальный сектор, что любая группа, которая играет в похожей стилистике, уже на автомате воспринимается как финская или шведская. Например, «Within Temptation» так удачно встраивается в ряд где-то между «Nightwish», «Tears of Magdalena» и «Sonata Arctica», что кажется, будто эта группа тоже из Страны Суоми – хотя на самом деле она из Страны Тюльпанов, Голландии. Так и хочется процитировать диалог из фильма «Нечто»: «Эй, шведы! – Они не шведы, Мак, они норвежцы»...
Романтичный готик-рок про вампиров и падших ангелов, у которых тоже есть чувства, в Финляндии, а после и во всём мире, начал своё победное шествие после феноменального успеха Вилле Вало, который не мудрствуя лукаво дал своему стилю немного наивное обозначение «love metal». Чуть позже появились такие успешные группы как «Rasmus», «Charon», «For My Pain»... Ну и, конечно, как же не упомянуть про одну из самых оригинальных и успешных групп жанра – хельсинкскую команду «The 69 Eyes».
«69 Глаз» подняли свои веки ещё раньше, чем свою группу собрал Вилле Вало, – в 1990-м году. Как водится, первые музыкальные опыты Юрки Линнанкиви не имели с готик-роком ничего общего (хотя интерес к «тёмной» эстетике у него появился ещё в юности – впрочем, ну какой подросток не любит фильмы про вампиров и замки с привидениями?). Группа Юрки в своей первой итерации начала играть то, что у молодых музыкантов получалось лучше всего: простецкий гаражный рок, не требующий свободного владения инструментами, оригинальных музыкальных ходов, серьёзной поэзии... да, честно сказать, вообще ничего не требующий.
Подобного творчества во всём мире (и в самой Финляндии в частности) было навалом, и стало бы чем-то очень удивительным, если бы с таким материалом группа добилась серьёзного успеха. Она и не добилась. Первые несколько альбомов не сделали группу особо известной даже у музыкантов на родине, не говоря уж о зарубежной сцене: на них «69 Eyes» прыгали от одного стиля к другому, причём всё время умудрялись выбирать самые бесперспективные.
Вот так вот, в пыли и паутине, группа провела несколько лет подряд – временами добиваясь локального признания, выпуская довольно вторичные альбомы, и снова затухая. Конечно, было бы несправедливо сказать, что группа, дескать «влачила существование», ведь у неё всё-таки были свои фанаты, и не так уж мало. Но в целом из массы групп, играющих по вечерам во второразрядных барах, «69 Eyes» особо не выбивались.
Тут вдруг произошло нечто, перевернувшее эту тухлую ситуацию вверх тормашками: на группу по каким-то неведомым причинам обратил внимание товарищ по имени Тимо Толкки – личность в финских рок-кругах не просто авторитетная, а даже, можно сказать, легендарная. На тот момент (1997-й год) Толкки был гитаристом и главной креативной силой культовой метал-группы «Stratovarius». Но усидеть в рамках одной группы человеку столь широкого размаха было непросто, и Толкки в свободное время занимался продюсированием молодых групп, которые считал перспективными. Одной из этих команд и стали «69 Eyes».
Толкки повлиял на радикальную смену концепции группы – все старые гаражно-глэмовые потуги и стилистика «New-York Dolls» были безжалостно отправлены в утиль, и на их место пришла готика. По-хорошему чернушная стилистика, мрачно-мелодичная музыка и возвышенные декадентские тексты про влюблённых вампиров сразу пришлись по нраву финской молодёжи (и заметьте, до «Сумерек» и всей взаимосвязанной истерии было ещё почти десять лет!).
С этого времени и по сей день «The 69 Eyes» – одна из самых популярных и значимых групп Финляндии. Причём не только в своём жанре, а в принципе во всём финском роке. Уже полтора десятка лет группа Юрки Линнанкиви не сворачивает со своей тропы. Эта тропа, может, и нехитрая (в конце концов, вампирская тематика давно стала в готик-роке даже не мэйнстримом, а банальностью); зато все творческие приёмы уже настолько отточены, что «The 69 Eyes» жонглируют ими с поразительной непринуждённостью. Выезжать на сцену в катафалках и откусывать головы летучим мышам им не требуется – музыки вполне достаточно.
21 марта, 20:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118, ТРЦ «Варшавский экспресс» (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68, 777-05-05
|