«Борис Слуцкий и Давид Самойлов»
Из цикла «Литература и кино»
Иосиф Бродский сказал: «Именно Слуцкий, едва ли не в одиночку, изменил звучание послевоенной русской поэзии… Вообще, я думаю, что начал писать стихи потому, что прочитал стихи советского поэта, довольно замечательного, Бориса Слуцкого». Казавшийся суровым и всезнающим, Слуцкий был поэтом сочувствия. Его эстетику можно определить его же словами: «Я просто слушаю людскую беду. / Я горепреемник, и я вместительней / Радиоприемников всех систем». «Гипс на рану» – так называл этику и эстетику Слуцкого Давид Самойлов.
Давид Самойлов жил «в провинции, у моря», найдя наиболее удобную для себя форму внутренней эмиграции. «Я выбрал залив», – писал он сам о себе. Пожалуй, именно здесь и происходит его главный личностный и поэтический водораздел с Борисом Слуцким: стихи Слуцкого поражают острой актуальностью и прицельной точностью беспощадных жестких формулировок, гражданские мотивы в стихах Самойлова опосредованы. Еще в 1942 году Самойлов сформулировал для себя: «И вот что требуется показать. Как из тысячи нелепостей получается прекрасное устройство мира».
По определению Надежды Мандельштам, они были в своем творчестве антиподами, помещавшимися в «противостоящих точках одного пространства. Их можно соединить одной линией…»
На вечере будет демонстрироваться фильм Александра Городницкого «Портреты на стене» (2015 год).
Вечер ведет Никита Елисеев.
Вход по билетам в музей (120р., льготный 60р.)
21 марта 2017, 18.30
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Санкт-Петербург, Литейный проспект, 53
(812) 579-72-39
|