Бытует мнение, что вся современная популярная музыка (не только «попса», но вообще любой более-менее распространённый жанр») вышла из блюза. В общем-то, это суждение очень близко к истине: во всяком случае блюз радикальным образом повлиял на возникновение и развитие многих крупнейших стилей, вроде джаза и позднего кантри.
Это касается и ещё одного важнейшего направления в музыке 20-го века — рок-н-ролла. И если блюз — это «дедушка», пращур современной поп-культуры, то рок-н-ролл с полным правом может называться её отцом.
Переоценить влияние рок-н-ролла на всё, что мы слушаем сейчас, невозможно. Зародившись в середине прошлого столетия, рок-н-ролл быстро и уверенно стал теснить классическую американскую эстраду, где набриолиненные мужчины в смокингах и бабочках сладкими голосами пели «Вовек тебя мне не забыть».
За дело взялись другие парни — в вызывающих (по тем временам) нарядах, с эпатирующим (опять же по тем меркам) поведением и очень быстрой музыкой, под которую ноги пускались пляс независимо от желания их обладателя.
Несколько позже какие-то исполнители стали утяжелять типичное рок-н-ролльное звучание, став пионерами ранней рок-музыки; некоторые, наоборот, предпочитали делать жанр более лиричным, мелодичным — так появились поп-стандарты, близкие к современной поп-музыке.
Кто-то, не обращая внимания на пролетающее мимо время, увлечённо рубил корневой рок-н-ролл. И хотя уже к середине 60-х «чистый» жанр уже уступил своё место новым направлениям, но своё место в истории, на музыкальной горе Рашмор, он уже успел занять, и сместить его уже невозможно, да и кому это нужно?
Не стоит забывать, что ранний рок-н-ролл — это такая же «музыка чёрных», как и блюз с джазом (до того, как играть джаз стало делом престижным, и за него взялись опять же мужчины в смокингах).
Жанр зарождался в негритянских кварталах Америки, где темнокожая молодёжь увлечённо смешивала всё тот же блюз, рокабилли, ритм-энд-блюз и традиционные афроамериканские госпелы в гремучий коктейль (гремучий в буквальном смысле — уж тихими и спокойными плоды их экспериментов точно нельзя было назвать).
Поэтому вполне логично, что и первые рок-н-ролльные звёзды были преимущественно чернокожими.
Это потом уже в жанр пришли томный южанин Элвис Пресли с его тягучим голосом и взглядом с поволокой; возмутительный эксцентрик Джерри Ли Льюис, игравший рок на пианино вниз головой; юный и романтичный Бадди Холли в огромных очках и с трагической судьбой...
Но право первородства принадлежит всё-таки темнокожим парням — таким как Фэтс Домино, напевно и не очень-то разборчиво мычащий песню про «Черничный холм»; бешеный Литтл Ричард, чью музыку лучше всего характеризует его же легендарный возглас «Wop bop a loo bop a lop bam boom!»; и, конечно же, третий дедушка корневого американского рок-н-ролла — Чак Берри.
Что поразительней всего — так это то, что великая троица выступает до сих пор, несмотря на весьма преклонный возраст (всем троим хорошо за восемьдесят). Видимо, таким мощным был энергетический рок-н-ролльный заряд их юности, что его с лихвой хватает и по сей день.
Правда, Литтл Ричард, обратившийся к Богу ещё в 60-х, выступает довольно эпизодически — проповедник в нём сильней музыканта. А вот Фэтс Домино и особенно Чак Берри, которые куда старше 80-летнего Ричарда, активно концертируют и даже записывают пластинки.
История Чарльза Берри — вроде бы типичная история чернокожего юноши в первой половине 20-го века. Первый свой срок Чак отсидел, когда ему не было и восемнадцати — они с друзьями угнали машину.
Характерно? - да, но, с другой стороны, окружение Чака было вполне благополучным, семья его принадлежала к зарождающемуся негритянскому среднему классу, так что это, скорее, можно списать на безумства юности. Безумства эти, однако, стоили ему недёшево — три года тюрьмы (дали вообще десять (!), но выпустили за примерное поведение).
Живи Чак Берри в современной России, дальнейший вектор его творчества был бы вполне очевиден — песни про блатную романтику и участие в сочинском фестивале «Шансон года». К сожалению или к счастью, Чак рос в консервативных США 40-х годов. «Опасная трясина» его не засосала — выйдя из заключения, Берри взялся за ум, женился, нашёл хорошую работу, а в свободное время затеял музыкальные эксперименты.
Это было неплохим побочным заработком — Чак играл по местным клубам и «зашибал деньгу» - но уже по этим зачаткам его новаторского стиля было понятно, что молодого музыканта, смело сочетающего блюз, кантри и буги-вуги, ждёт нечто большее, чем участь быть всю жизнь ресторанным «лабухом».
Настоящая слава пришла к певцу в середине 50-х — когда он всё же решил, что может не только играть на танцплощадках, но и записывать пластинки. Пластинки эти, к немалому удивлению самого Чака, ждал оглушительный успех — такие номера как «Roll over Beethoven” и «Johnny B. Goode” стали классическими рок-н-ролльными стандартами.
С того времени и по сей день Берри входит в число самых влиятельных американских музыкантов. Посетить его концерт — святая обязанность для любителя рок-н-ролла, ведь завершить концертную деятельность 86-летний ветеран и один из основателей жанра может в ближайшие годы.
21 октября, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|