21 октября, в среду, в 19.00 на сцене Санкт-Петербургской Капеллы (наб. Мойки 20) состоится первый в новом сезоне симфонический концерт одноименного абонемента Дома музыки «Музыка звезд». С оркестром выступят: победитель Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жана Тибо (Франция,2014) скрипач Айлен Притчин и лауреат Международного конкурса имени королевы Елизаветы (Брюссель, 2010) пианист Юрий Фаворин. В программе прозвучат бессмертные шедевры симфонической музыки: Второй скрипичный концерт Прокофьева, Фортепианные вариации Франка и "Рапсодия в стиле блюз" Джорджа Гершвина. В концертной программе примет участие симфонический оркестр Каппелы Санкт-Петербурга под управлением Димитриса Ботиниса.
Айлен Притчин (скрипка) (27 лет). Родился в Ленинграде. Аспирант Московской консерватории (класс Эдуарда Грача). Лауреат Международного конкурса им. Фрица Крейслера (Вена, 2010). Дипломант Международного конкурса им. Чайковского (Санкт-Петербург,2011). Победитель Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо (Франция, 2014). С 2011 года - солист Санкт-Петербургского Дома музыки.
Юрий Фаворин (фортепиано) (29 лет). Родился в Москве. Аспирант Московской государственной консерватории имени Чайковского (класс профессора Михаила Воскресенского). Лауреат премии Международного конкурса имени Оливье Мессиана (Париж, 2007) и Международного конкурса имени королевы Елизаветы (Брюссель, 2010). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2013 года.
Аннотация
Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» на один из сюжетов «Божественной поэмы» Данте Алигьери была написана П. И. Чайковским в 1876 году и посвящена им ученику и другу, композитору С. И. Танееву. Сам Чайковский считал «Франческу да Римини» наиболее удачным из своих программных симфонических произведений. В рукописи партитуры композитор изложил программу сочинения (позднее она была немного изменена): «Данте, сопутствуемый тенью Вергилия, спускается во вторую область адской бездны. Воздух здесь оглашен стенаниями, воплями и криками отчаяния. Среди могильного мрака рвется и мечется буря. Адский вихрь неистово мчится, унося в своем диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть. Из бесчисленного множества кружащихся душ человеческих внимание Данте особенно привлекают две летящие в обьятиях друг друга прекрасные тени Франчески и Паоло. Потрясенный раздирающим душу видом юной четы теней, Данте призывает их и просит поведать, за какое преступление они подверглись столь ужасному наказанию.
Тень Франчески, обливаясь слезами, рассказывает свою печальную историю. Она любила Паоло, но была против воли выдана замуж за ненавистного брата своего возлюбленного, горбатого, кривого, ревнивого тирана Римини. Узы насильственного брака не могли заглушить нежную страсть Франчески к Паоло. Однажды они читали вместе роман о Ланселоте. “Мы были одни, — рассказывает Франческа, — и читали, ничего не опасаясь. Не раз мы бледнели, и смущенные наши взоры встречались. Но одно мгновение погубило нас обоих. Когда наконец счастливый Ланселот срывает первое любовное лобзание, тот, с которым уже теперь ничто не разлучит меня, прильнул губами к трепетным устам моим, и книга, раскрывшая нам впервые таинство любви, выпала из рук наших!..” В это мгновение неожиданно вошел супруг Франчески и ударами кинжала умертвил ее и Паоло. И, рассказав это, Франческа, в объятиях своего Паоло, снова уносится неистово и дико мятущимся вихрем. Охваченный бесконечной жалостью, Данте изнемогает, лишившись чувств, и падает как мертвый». Эта программа определила все ключевые моменты симфонической композиции, где представлены адская бездна, выразительнейший «Рассказ Франчески» (соло кларнета), прекрасная сцена любви, жесткие фанфары, обозначающие час расплаты и в конце вновь — адские вихри.
Концерт для скрипки с оркестром № 2 был написан С. С. Прокофьевым в 1935 году, незадолго до его окончательного возвращения на Родину. В этот период композитор много гастролировал, и документы этого времени передают маршруты Прокофьева. В «Автобиографии» композитор отмечал: «Писался концерт в самых разных странах, отражая тем мою кочевую концертную жизнь: главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части – в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в декабре 1935 года в Мадриде». Солистом на премьерном исполнении выступил французский скрипач Робер Соэтан, которому композитор посвятил свое сочинение. Концерт отличается особым богатством мелодики, композитор строит свое сочинение на разнохарактерных темах, всегда выразительных, отличающихся красотой интонаций и смысловой наполненностью. Диапазон настроений также характерен для сочинений Прокофьева этих лет, в Концерте присутствует и тонкая лирика, и драматизм, и гротескность. Кроме того, в сочинении очевиден элемент театральности: перед слушателем словно разворачивается насыщенное сценическое действо, сродни балетам композитора. В Концерте отмечается опора на разнонациональные напевы: первая тема, открывающая сочинение, интонационно близка русской песне, а в финале слышны испанские мотивы (к тому же главная тема рондо появляется в сопровождении кастаньет). В Концерте Прокофьев словно возвращается к классическим нормам: строение сочинения внешне следует традиции трехчастного цикла, но воплощает его уже в неоклассическом стиле. Первая часть (Allegro moderato) раскрывается как многоплановое эпическое повествование, вторая (Andante assai) — как выразительное романтическое балетное Adagio, третья (Allegro, ben moderato) — как искрометная юмористическая народная сцена.
Американский дирижер, композитор и пианист Леонард Бернстайн, родители которого были выходцами из России, формировался как профессиональный музыкант, во многом соприкасаясь с традициями русской школы: в Филадельфийском музыкальном институте Кертиса он занимался в классе рояля И. Венгеровой, в классе дирижирования — С. Кусевицкого, одним из его кумиров был И. Стравинский. Особую известность Бернстайн приобрел как автор мюзикла «Вестсайдская история», обошедшего сценические подмостки многих стран мира. Но Бернстайном написан и целый ряд других сочинений разных жанров, в том числе оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения. В 1956 году Бернстайн по предложению драматурга Лилиан Хеллман и на ее либретто создал театральное сочинение «Кандид», которое в равной степени может быть названо оперой, опереттой или мюзиклом. В основу сочинения положен одноименный роман «Кандид, или Оптимизм» выдающегося французского писателя и просветителя 18 века Ф.–М. Вольтера, повествующий о наивном, открытом всему миру юноше Кандиде, оказавшемся в незнакомой ему обстановке буржуазного общества. Многоплановость и красочность действия, в котором легко узнаются современные реалии, обеспечили хотя и трудный, но шумный успех сочинения. Увертюра, во многом продолжающая традиции блистательных пьес Дж. Россини, стала самостоятельной, концертной пьесой, передающей мастерство композитора-симфониста.
Сезар Франк вошел в историю музыки как один из крупнейших французских композиторов второй половины XIX века. Концертирующий пианист, органист, педагог, глава французского Национального общества музыки, Франк в наши дни известен как автор симфоний, симфонических поэм, опер и ораторий, камерных произведений и пьес для органа. Среди самых известных сочинений композитора обычно называют его Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (1885), отличающиеся особой одухотворенностью, яркостью письма, необычайной виртуозностью. В основу своего произведения композитор положил две контрастные темы: в первой, звучащей в партии солирующего фортепиано, отчетливо слышны скорбные оттенки, вопросительные интонации; вторая тема решена Франком в характере баллады. Последующее варьирование обеих тем — то контрастирующих друг другу, то приобретающих черты общности, то меняющих свой облик – дополняется их оркестровым варьированием, рождающим яркое, мощное звучание.
Имя американского композитора Джорджа Гершвина, автора многочисленных оперетт, мюзиклов, музыки для кино и театра, большинству слушателей известно, благодаря двум выдающимся сочинениям – опере «Порги и Бесс» (1935) и Рапсодии в стиле блюз («Голубой рапсодии») для фортепиано с оркестром (1924). Двойное название сочинения связано с тем, что в английском оригинале "Rhapsody in Blue" оказываются представленными слово "blue" («голубой») и "blues" («лирическая, грустная песня»). Поэтому произведение называют и «Рапсодия в голубом», и «Голубая рапсодия», и «Рапсодия в стиле блюз».
Жанр рапсодии — свободного одночастного сочинения с чертами импровизационности – в творчестве разных композиторов очень часто опирается на подлинные народные темы, как это происходит в знаменитых Венгерских рапсодиях Ф. Листа. Гершвин же в свое сочинение вводит джазовые мотивы, не цитируя ни одной народной темы, создавая ярко национальное сочинение, сочетающее классические принципы и приемы джазовых импровизаций.
12 февраля 1924 года – день премьеры Рапсодии, который стал самой значительной датой в биографии Гершвина. Он играл партию солирующего рояля, поскольку Рапсодия по жанру своему близка фортепианному концерту. В первых рядах слушателей находились прославленные музыканты: С. Рахманинов, И. Стравинский, Я. Хейфец, Е. Цимбалист, Л. Стоковский. Прием Рапсодии был беспримерным. Исполнение оказалось триумфальным, солист и оркестр вызвали бесконечные овации. С этого дня Рапсодия в стиле блюз стала одним из самых исполняемых сочинений американской музыки.
Проф.З.М.Гусейнова
Стоимость билетов 300-600 руб. Аудитория 6+
Фото-видео съёмка запрещены
Подробная информация на сайте www.spdm.ru
Справки и аккредитация по телефону: (812) 702-60-96
|