Давно минули те времена, когда страна Финляндия ассоциировалась с оленями на красном закате, одноименной водкой, линией Маннергейма и стареньким бородатым Сантой, одиноко глушащим водку «Финляндия» перед тем, как сесть в свою оленью упряжку и уйти в тот самый красный закат.
То есть, теперь-то она со всем вышеперечисленным тоже ассоциируется, куда же без этого: и Санта, и олени, и закат, и особенно водка – всё это важные культурные архетипы, без которых современный мир представить себе практически невозможно. Но главное – теперь в Финляндии появилась рок-музыка, и жить сразу стало лучше, жить стало веселее – даже без участия водки и Санты.
Нет, конечно, музыка в Финляндии имелась и раньше. Вероятно. Что? Автор слабо разбирается в великом и многогранном феномене финской музыки? Хорошо, вдохните поглубже и постарайтесь на одном дыхании перечислить составляющие этого феномена. «Летка-енка»? Тепло. Ян Сибелиус? Горячо, горячей некуда! И что, всё? Как-как, «Children of Bodom»? Так ведь мы про это сейчас и говорим!
Финская рок-музыка – это уже больше чем просто музыка с неявной национально-географической окраской (неявной – это потому что она практически вся англоязычная). Финский рок – это такой же важный продукт национального ВВП, как в Таиланде, например, туризм. Причём это не просто интересный, но специфический продукт внутреннего пользования – как, например, польский рэп. Нет, рок-музыка родом из Суоми-красавицы – это циклопических размеров музыкальный пласт, который одинаково хорошо ложится и на американскую, и на российскую, и даже на индо-пакистанскую почву.
На российскую – особенно хорошо.
Это не внутреннее ощущение автора, а вполне себе факт – достаточно посмотреть, как здорово у нас принимают финских рокеров всех возможных стилей. «Apocalyptica» записывает саундтрек к российскому боевику далеко не первого ряда. Диски Тарьи Турунен разлетаются быстрей, чем горячие пончики и кофе рядом с полицейским участком в Санта-Монике. Вилле Вало, простодушно назвавший свой стиль «love metal», - ролевая модель для сотен подростков и предмет воздыхания тысяч девочек в чёрных балахонах. А если вам приходилось в 2004-м году часто ездить в маршрутках (если только водитель не слушал там «Радио Шансон»), то в ряду тогдашнего радио-репертуара, вместе с «Часиками» Валерии и «Муси-Пуси» Кати Лель, вы сразу вспомните замечательную, хотя и надоевшую со временем вусмерть, песню «In the Shadows» финской готической (ну, это понятно) группы «The Rasmus».
Вообще, «The Rasmus» была основана задолго до орденоносного альбома «Dead Letters», с которого, собственно, «In the Shadows» и взята. Свою команду Лаури Юлёнен организовал ещё в школьные годы чудесные. Путь «Расмуса» - это типичный путь восхождения «с низов» - со всеми сопутствующими приметами: отсутствие на первых порах каких-то отличительных черт, кавер-версии хитов «Nirvana» и общая концепция «Главное, чтобы было погромче, парни!».
В 99 процентах случаев такие истории заканчиваются ничем – басист угоняет машину покататься и отправляется в колонию для несовершеннолетних, вокалист и ударник дерутся в пьяном виде на выпускном из-за девочки, а гитарист поступает в институт и открывает для себя волшебный мир какого-нибудь сопромата пополам с весёлыми набегами на женские общежития. Если же группа находит в себе силы всё это преодолеть – значит, речь идёт о чём-то посерьёзней, чем намерение впечатлить одноклассниц. Значит, есть перспективы.
И перспективы эти у «The Rasmus» были (тогда ещё, впрочем, не «The Rasmus» - чёткого названия у группы, как обычно, не было долгое время). Во всяком случае, первый свой контракт парни заключили ещё в самом нежном возрасте – когда вышел первый альбом группы, её участникам ещё не исполнилось и восемнадцати лет, а они уже давали концерты, причём не только по Финляндии, но и за рубежом – в Прибалтике и даже, как ни странно, в России. Так что отечественный меломан с гордостью может говорить: «Слушал «The Rasmus» ЗАДОЛГО до того, как это стало мэйнстримом».
А мэйнстримом это стало действительно намного позже. Хотя уже второй альбом группы выдвинул её в первые ряды финского рока, но пока что это было бурей в стакане, чисто локальной известностью. Следующий диск, «Hell of a Tester», уже снискал несколько большую популярность – в частности, пара песен с него пошумела на европейском «MTV». Примерно так же дела обстояли с четвёртой пластинкой, которую «Расмусы» записали после длительного перерыва. Но всё это было не более чем разогревом перед настоящей славой. А эта слава чёрным плащом графа Дракулы опустилась на плечи музыкантов с выходом альбома «Dead Letters».
После этого у финнов вышло ещё три альбома, самый свежий из которых, одноимённый с группой, был выпущен в прошлом году. «The Rasmus» много концертирует, постоянно записывается с музыкантами первой величины, да и в Россию у финнов дорожка за столько лет уже натоптана отлично.
21 сентября, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24, (м.Технологический институт)
(812) 303-33-33
|