В последние годы стало очень распространённым явление «Девушки Поют™». Причём имеется в виду не классические эстрадные стандарты или там группа «Блестящие». Нет, мы сейчас говорим про несколько иной дискурс: это когда симпатичные барышни сидят за, условно говоря, фортепиано и звонким голоском с лёгким надрывом поют что-то инди-ориентированное и очень модное, с лёгкой примесью лаунжа, даунтемпо и ещё чего-то исключительно интеллигентного.
Это, на самом деле, стало уже этаким общим местом, и чтобы выделиться на таком фоне, нужно обладать недюжинным талантом, - как нужно было быть «Radiohead», чтобы выделиться из волны затопившего мир в 90-х брит-попа. Конечно, ничего невозможного тут нет: как говорил герой Майкла Крайтона в «Парке Юрского периода», «Жизнь всегда сможет пробиться». Это, к примеру, замечательно смогла доказать певица Алина Орлова. Или Регина Спектор, которую перепел не кто-нибудь, а Питер Гэбриэл. Или ещё несколько Поющих Девушек™. Но, к сожалению, не так много, как хотелось бы.
Почему так происходит? Если попытаться проникнуть в истоки явления – начинается некая мутноватая метафизика. Сам феномен современных Поющих Девушек™ заставляет задаваться такими вопросами, которые не вызывает, наверное, больше ни один жанр – от левополитического рэпкора, до постыдной эстрады в стиле «поющее исподнее». Вопросы эти вполне гамлетовского толка: кому это нужно? Зачем? Для кого Поющие Девушки™, собственно говоря, поют?
Это всё не так просто, как может показаться. Только надо сразу уточнить, что эти вопросы не имеют отношения к профессионализму, таланту и проч. С этим у большей части инди-певиц проблем как раз нет – у них обычно хорошее консерваторское образование, приятный поставленный вокал и ещё куча всяких вкусных плюшек (привлекательная внешность подразумевается, как говорится, by default).
Проблема тут немножко в другом — музыка у них чаще всего выходит грамотная, профессиональная, холодная (при всей внешней нервической пылкости) и совершенно беззубая; этакий образчик мертвящего формализма, когда вроде яблоко на вид красивое и вкусное, а попробуешь — чёрт возьми, в проклятом папье-маше застряла пара зубов! Для кого это поётся, кто целевая аудитория — решительно непонятно. Точнее, очень даже понятно: это идеальная непритязательная музыка для посетителя кофейни, который в промежутке между мокачино, маффинами и панна котта захотел послушать ещё чего-нибудь лёгкого для пробуждения аппетита. Конечно, большинство Поющих Девушек™ претендуют на нечто большее; но чтобы быть кем-то вроде новой Пи Джей Харви или Кейт Буш, недостаточно просто петь под фортепианный аккомпанемент...
Российская певица Нина Карлссон (нет, не шведка) – на первый взгляд такой вполне себе архетип Поющей Девушки™: С точки зрения внешности она не просто барышня привлекательная, а именно что красавица в полном смысле этого слова – до такой степени, что в бессильной злобе сжимаешь кулаки от зависти к её супругу, суровому рэпкорщику Васе Васину из группы «Кирпичи». В плане профессионализма тоже всё в полном порядке: музыкальная школа по классу баяна... шутка, фортепиано (а вы как думали!), затем консерватория — в общем, не подкопаешься. Да и нужно ли подкапываться, когда есть такая фактура (и фигура, чего уж там)?
И всё-таки, как показывает пример большинства... гм... Голосистых Барышень™ – на одной фигуре с образованием выехать достаточно трудно. Первые взрослые музыкальные опыты Нины были именно что совсем необязательными: да, милыми, да, приятными, но не будь их – и, в общем, мы бы мало что потеряли (в отличие от той же Алины Орловой, с которой Нину раньше почему-то модно было сравнивать).
Тут, однако, есть нюанс. Певческой карьерой Нина заниматься не планировала вообще: всё получилось довольно спонтанно, когда на некоем арт-событии девушке пришлось подменять манкировавшего мероприятие вокалиста. Так что начало её творчеству положила чистая импровизация: а там уже выяснилось, что у Карлссон есть, оказывается, вполне приличный вокал, который наложился на серьёзную теоретическую базу. Ну а всё остальное было делом наживным; как говорится, «были бы кости, а мясо нарастёт».
«Мясо» на своё творчество Нина наращивала достаточно долго. По её собственному признанию, музыканты, с которыми она работала в начале пути, были ребятами хорошими, но относились к проекту довольно легко и беззаботно – из чего и вытекала общая необязательная атмосфера: лёгкий фри-джаз с гомеопатической примесью трип-хопа, музыка для кофеен и не более того.
Перелом случился, когда Нина сменила язык своих песен с английского на русский на мощной и внятной пластинке «Хамелеон». Конечно, как говорили римляне, после этого — не значит вследствие этого, но всё-таки водораздел тут был заметный. В музыке юной петербурженки появился стержень — то, чего ей отчаянно не хватало раньше. Сразу перестали быть актуальными сравнения её с Орловой в стиле «Алина Орлова такая, а Нина Карлссон вот такая, но тоже, в общем, ничего, и ноги у неё длинные». Теперь звенящее джазовое инди Нины можно вообще ни с чем не сравнивать, а просто слушать и недовольно цыкать на тех, кто всё-таки вылазит со сравнениями: «Тише вы! Не видите — девушка поёт».
22 августа, 20:00
Ресторан Биржа
Биржевой пер., 4 (м. Василеостровская)
(812) 925 88 06
|