Искать в нашем отечестве настоящую готическую музыку — это нечто среднее между мазохизмом и попытками Диогена с фонарём посреди ясного дня найти человека. Можно верить в то, что такие исполнители найдутся — но это примерно то же самое, что написать наивное объявление из двух слов «Ищу работу» без указания контактов, наклеить его на мусорный бак в самом тёмном переулке, сесть на диван и ждать вала предложений от работодателей.
Нет, разумеется, есть у нас группы, которые по заветам «Агаты Кристи» красят губы гуталином, потом выходят на сцену, бренчат простенький гитарный рок с серьёзным текстом про вампирскую любовь и называют это готик-роком. При ближайшем рассмотрении, впрочем, оказывается, что это даже не бесталанный закос под «Bauhaus», что ещё можно было как-то оправдать; нет — это подражательство «Tokio Hotel» со всем отсюда вытекающим.
Так что говорить о «развитой российской готик-сцене» пока что не приходится. В большинстве случаев это либо подражательство разной степени убогости, либо действительно очень крутые, но абсолютно андерграундные группы, которых даже в родном-то городе знают два с половиной человека из числа близких родственников, а в масштабе страны о них и вовсе никто слыхом не слыхивал.
Ситуация эта для любителей жанра довольно печальна, но логична и понятна. Даже мировая готик-сцена — и та сейчас далека от своего расцвета, страдая от наплыва тех же самых нагуталиненных молодёжных группешек, которым кажется, что достаточно облачиться во всё чёрное и спеть песню про Дракулу и любовь на кладбище — и вот ты уже всё равно что «Sisters of Mercy». А уж тем более это касается наших палестин, в которых вообще групп меньше в чисто количественном отношении, жанровое разнообразие тоже скудноватое, а за переизбыток чёрного макияжа на лице могут и намять бока в спальных районах.
Так и получается, что по-настоящему большим готическим исполнителем у нас можно стать преимущественно в том случае, если ты таковым являешься уже лет двадцать. В этом случае всяческие конъюнктурные наслоения и ожидания толп малолетних поклонников уже не имеют значения: ты делаешь музыку с собственным лицом и зависишь исключительно от собственного таланта.
Именно этим и занимается единственная великая российская готик-группа «Пикник», и занимается ни много ни мало уже тридцать пять лет — такой срок, за который собственный неповторимый стиль обязан появиться даже у трио баянистов из сельского ДК «Тракторист». А уж когда к стажу прибавляется огромный талант, вкус и музыкальная эрудиция, тут уж и вовсе — тушите свет. В случае с «Пикником» тушить свет придётся тем более, потому что группа — самый яркий представитель российской «Dark scene». Я только что употребил слова «яркий» и «Dark scene» в одном предложении? Гм. Пардон. «Самый тёмный», впрочем, тоже как-то не звучит...
Изначально, конечно, ни о какой «тёмной музыке» речи не шло. Играть готик-рок в СССР в самый разгар застоя — это был бы весёленький анекдот! (Хотя, скорее, мрачный). Так что группа «Орион» (да-да, сначала ещё никакой не «Пикник», хотя это название было принято довольно быстро) играла вполне себе бодренький рок-н-ролл даже немного в ВИА-шной стилистике.
Собственно, играть какую-то другую музыку, более мрачную и серьёзную, тогда было не то что запрещено, а просто как-то не принято. Во многом по этой причине на Западе за десять лет до этого слабо воспринялись публикой великие «Velvet Underground»: люди, привыкшие к наивно-радужным песням хиппи-групп про цветы, мир и любовь, оказались не совсем готовы к мрачнейшим текстам про смерть, наркотики и зияющие бездны человеческой экзистенции.
Чтобы всё изменилось, достаточно было всего одного небольшого изменения. Через некоторое время в пользующийся крайне умеренным успехом «Пикник» пришёл на место вокалиста человек с пышным барочным именем Эдмунд Мечиславович Шклярский, до того игравший в группе «Удивление». С тех пор уже более тридцати лет именно с ним в первую очередь ассоциируется группа «Пикник», и именно он в огромной степени ответственен за то, что эта группа стала лицом русской готической сцены.
В 1982-м обновлённая группа уже входила в сверхавторитетный Ленинградский рок-клуб и уже выпустила настоящий магнитоальбом — под руководством не кого-нибудь, а первого советского рок-продюсера Андрея Тропилло, который приложил руку к становлению очень многих отечественных рок-звёзд. Открывались большие перспективы, когда вдруг группу постиг раскол — из всего старого состава к 1984-му году остались только собственно Шклярский и гитарист Александр Савельев.
Впрочем, этот раскол повлиял на группу самым благотворным образом — уже в обновлённом составе был записан выдающийся альбом «Танец волка», который и определил лицо «Пикника» как по-настоящему готической группы — таких пластинок в нашем роке ещё не бывало.
С этого самого момента «Пикник» чуть ли не в одиночку несёт чёрное знамя российского готик-рока. За все эти три десятилетия музыканты никогда не давали повода предположить, что они начинают устаревать: их музыка звучит по-прежнему свежо и актуально, а роскошные театрализованные представления вообще не имеют аналогов на нашей рок-сцене.
22 декабря, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|