Если и есть музыка, в которой шоковая терапия всегда уместна — так это рок, причём всех направлений и разновидностей. Ну правда, представьте себе какого-нибудь академического музыканта, скажем, Дениса Мацуева, который вдруг вскочил бы на своё фортепиано, вытащил из кармана бутафорскую летучую мышь и откусил ей голову, поливая всё вокруг литрами томатного сока. Абсурд? А вот Оззи Осборну такое было не в диковинку (ходит устойчивый слушок, что мышь была вовсе не бутафорская, но это даже для старины Оззи, пожалуй, было бы слишком).
Действительно, в рок-музыке очень много исполнителей, которые бы использовали в своём творчестве хоррор-стилистику или тематику. Мэрилин Мэнсон, не ставя целью напугать слушателя, всё же очень умело использует жутковатые уродства и извращения, бичуя язвы современного мира. «Bauhaus» сочинили классическую вампирскую готик-балладу «Bela Lugosi's Dead». Про старика Оззи мы уже вспоминали, можно ещё упомянуть и его ровесника Элиса Купера, доведшего «пугательность» до абсурда, от которого ползут весёлые мурашки по спине. Очень чёрными, пугающими часто бывают песни у музыкантов в жанрах «индастриал» и «дарк-фолк», уж не говоря про дарк-эмбиент, который вообще часто можно ставить в саундтрек к фильму «Нечто» (хотя его к рок-музыке отнести, конечно, нельзя). У нас подобным весьма успешно занималась легендарная группа «Король и Шут», вампирскую тему развивал, скажем, «Пикник» – то есть нашу страну хоррор-тематика затронула ничуть не в меньшей мере.
Раз уж мы упомянули группу «Король и Шут», то её фанаты наверняка вспомнят, что покойный Михаил Горшенев нередко появлялся на публике в футболках со стилизованным черепом на чёрном фоне. Это деталь вроде бы незначительная, но на самом деле очень важна — потому что очень чётко показывает, влияние какой группы на самих «КиШ» было очень мощным, а может, даже и основополагающим. Так вот: белый череп на чёрном фоне — это в данном контексте не «Весёлый Роджер» и не маска вуду, это символ великой американской панк-группы «Misfits», одной из самых авторитетных панк-команд за всю историю жанра, фактически основательницы нового стиля «хоррор-панк».
Впрочем, когда «Misfits» только начинали (а произошло это в очень далёком 1977-м), никаким хоррором там и не пахло — это была довольно нестандартная, особенно за счёт вокалиста, но всё же мало чем выделяющаяся панк-группа, каких тогда появлялись десятки и немедленно исчезали в океане мировой скорби. Да строго говоря, в самом начале пути это даже и не панки были вовсе — юный Глен Данциг основывал свою группу с большой оглядкой на «Black Sabbath» (кто бы мог подумать!), так что понятно, что «Misfits» в ту пору были скорее ближе к хеви-метал.
Это было скверно, потому что металлических групп тогда тем более было в достатке, а у самих «Неудачников» (один из вариантов перевода) никак не получалось сделать в этом жанре что-то такое, что выделило бы их из серой массы нью-джерсийского металла. Глен Данциг начал рассуждать логически: дескать, мы стараемся, но прорыва нет — может, это просто не наш жанр? Значит, нужно искать другой. И они принялись искать.
Топтать семь пар железных сапогов в поисках не пришлось. Примерно через пару-тройку месяцев произошло судьбоносное событие — участники «Misfits» услышали музыку группы «Ramones» и в едином порыве пылких сердец воскликнули: «Вот она, рыба моей мечты!».
«Ramones» была по-настоящему великой американской панк-группой, хотя и не очень успешной в коммерческом плане, но всё же доказавшей, что панк — это не только дикие выходки и разгромы отелей в стиле «Sex Pistols», но и вполне себе музыка, причём высшего сорта. Неудивительно, что Данциг сотоварищи сразу же подпали под брутальное обаяние «братьев» Рамонов; хеви-метал был навсегда отвергнут, и его место прочно занял панк.
И это ещё не было окончательной трансформацией: обычная смена направления вряд ли могла привести к триумфу. Опять же, мало ли на свете панк-групп? Да больше чем звёзд на небе. Нужна была изюминка, и её тоже нашли почти сразу. Данциг был большим поклонником американских ужастиков категории «Б» – репертуар автокинотеатров, грайндхаусов, великая американская культура трэша, которая кристаллизовалась в трагикомической фигуре Эда Вуда - «худшего режиссёра в истории кино», создателя такого эпохального шедевра (без всякой иронии), как «План девять из открытого космоса». Странно ли, что именно в честь этого фильма Данциг назвал собственный звукозаписывающий лейбл? Нет, пожалуй, ничего странного в этом нет.
С тех пор и вот уже тридцать пять лет «Misfits» только наращивают число участников своего мрачного культа. Многочисленные смены состава (а в группе от изначального ростера остался только Джерри Онли с его знаменитой чёлкой) ни на что не повлияли: это по-прежнему густая атмосфера ужаса и морального террора, стена грязного и резкого звука, удар по ушам, взрыв мозга и полное соблюдение заветов и традиций классического хоррор-рока. Хотите ощутить себя персонажем рассказа Лавкрафта, который спускается в погребённую в недрах земли пещеру, наполненную существами, которым нет имени? Тогда вам сюда: спускайтесь.
22 февраля, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|