90-е годы были расцветом таких жанров,как рэп, «грязная» гитарная музыка (гаражный рок, трэш, гранж) и всевозможных «плодов любви» этих двух жанров. Само собой, если уж существовал хип-хоп, то не могло случиться так, чтоб никому в голову не пришла мысль утяжелить его звучание. Это начали делать ещё в 80-х те же «Beastie Boys», но в следующем десятилетии мичуринские опыты по скрещиванию рэпа и рока уже перестали быть экзотикой – у мичуринцев начали выходить «вооооот такие дыни», и, что характерно, вполне съедобные.
Мир буквально взорвался. Простая мысль — взять типичный рэпперский речитатив и наложить его на тяжёлую гитарную минусовку – оказалась феноменально успешной. Появилось огромное количество даже не групп, а целых стилей, основанных на этом синтезе: рэп-кор, рэп-метал, фанк-рок, альтернатива... Из всего этого выросла огромная штуковина под названием «ню-метал». И если в начале 90-х список рэп- и фанк-роковых групп был невелик, ограничиваясь в основном «Red Hot Chilli Peppers», «Rage Against the Machine» и «Faith No More», то уже к началу нового века от «лимпбизкитов», «линкинпарков» и «папароучей» рябило в глазах, причём, что удивительно, большинство из этих команд оказались вполне интересны и состоятельны.
У нас в стране рэпкоровых групп первого эшелона по каким-то странным причинам почти не было. Впрочем, причины на самом деле очевидны: рэп-рок должен стоять на двух ногах, собственно, рэпе и роке. И если с роком у нас вроде бы особых проблем не было (хотя тема дискуссионная), то российский хип-хоп в 90-е являл собой зрелище в основном плачевное.
Ситуация была как в старой песне группы «Шао? Бао!» – «Купила мама коника, а коник без ноги». И впрямь: когда лучшей хип-хоп-группой страны (из известных) является намеренно дурацкий «Мальчишник», а также явные фрики вроде Богдана Титомира или Мистера Малого – о каком рэп-роке можно говорить? Опираться-то ему не на что.
И всё-таки нельзя было сказать, что наша альтернатива была совсем уж мертворожденной. Временами отличные новые группы громко выстреливали и прочно вставали на ноги. Конечно, большинство из них брало за основу западных титанов вроде тех же «RHCP» или «RATM», но в этом как раз ничего предосудительного не было. В конце концов, главное не то, чем вдохновляется артист, а то, получается ли у него развить что-то своё. Как сказал однажды Филипп Киркоров, который в этом деле съел даже не собаку, а целую псарню, – «Это не плагиат, а вариация на тему». И здесь он совершенно прав.
Одной из таких вариаций на тему было творчество питерской группы с коротким и ёмким названием «Кирпичи». «Кирпичи» начали рушиться на головы беззащитным слушателям в 1995-м году, когда до расцвета ню-металов и рэпкоров было ещё очень далеко — даже на родине этих самых рэпкоров. И, хоть это и очень странно, молодая команда, играющая в непривычном по тем временам жанре, довольно быстро стала популярной... хотя нет, «популярная» – не совсем точное определение; на ум скорее просится затасканное, но чётко отражающее истину словечко «культовая».
Впрочем, если подумать, ничего особо странного здесь нет – у коллектива человека с простым русским именем Вася Васин получилось сделать что-то по-настоящему новое, да ещё при этом очень качественное. Первый блин, конечно, выходит обычно комом, но тут он вышел натуральным кирпичом – и это, между прочим, комплимент.
Рецепт был прост как три копейки, но это был не тот случай, когда простота хуже воровства. Драйвовая и совершенно не типичная для нашего рока музыка, разнузданно-фанковая, с намеренно «грязноватой» гитарой и взрывными ударными? Есть. Чёткая внятная читка (такая непохожая на некоторых доморощенных рэпперов, с трудом выговаривающих слова будто с кашей во рту)? Имеется. Тексты... Тексты вообще, пожалуй, были главной изюминкой питерцев. Чувство юмора у Васина всегда было на высоте, и песни «Кирпичей» с самого начала были такими — ироничными, острыми, часто даже жёстко-саркастичными, отражающими суровую действительность 90-х как в зеркале.
Уже первый альбом «Кирпичей» был таким – жёсткий и местами гомерически смешной фанк в лучших традициях «Red Hot Chilli Peppers» (которых Васин, кстати, очень любит и чьего влияния на свою музыку никогда не отрицал). Дальше всё пошло ещё лучше, и за последующие годы группа выпустила больше десятка альбомов. Что самое интересное, Васин всегда старался выдавать нечто новое, не волоча за собой гроб, набитый старыми идеями. Вот и большинство его пластинок друг на друга не особенно похожи – эволюционная разница между раздолбайским фанком альбома «Кирпичи тяжелы» и жёстким стоунером пластинки «Камни» очень ощутима.
Впрочем, мы всё время говорили о Васине в контексте группы — а ведь он занимается и вполне успешным сольным творчеством. Причём достаточно давно: первый свой сольный альбом, «Демонстрация Достижений», Василий записал ещё в 2009-м. Название, конечно, пафосно-ироничное, но лучше и не скажешь – потому что достижений у Васина много, и попробуйте их не заметить, когда он их так выпукло демонстрирует! Ведь сольное творчество Васина — это не огрызок «Кирпичей». Это скорее краеугольный камень.
22 марта, 20:00
Клуб "Море"
М. Морская, 20 (м. Адмиралтейская)
(812) 957-08-20
|