Чуть ли не главный бич отечественной рок-сцены – это её традиционность. В этом, казалось бы, нет абсолютно ничего плохого: создать качественную крепкую традицию — это тоже дорогого стоит. Но, как это у нас часто бывает, в эту сторону образовался очень сильный перехлёст: в результате группы, которые у нас часто объявляют новой музыкальной надеждой, оказываются вполне стандартным поп-роком, которым эфиры радиостанций были забиты ещё году этак в двухтысячном.
С жанровыми поисками и экспериментами в нашей среде поэтому дела обстоят туго. Что уж говорить, если один из главных новаторов и экспериментаторов в русском роке — это великий музыкант Леонид Фёдоров, который творит и экспериментирует уже на протяжении трёх десятков лет. С новыми же лицами всё совсем тяжело: они вроде и появляются, но или становятся известными в ОЧЕНЬ узких кругах, или в конце концов плюют и начинают играть тот самый стандартный поп-рок из предыдущего абзаца.
И что же? Спрашивается, не может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать? Да ну. Ещё как может. Просто не всегда это востребовано, а даже если востребовано, то не у всех исполнителей хватает запала последовательно и до конца идти по дороге из жёлтого кирпича куда-то очень далеко от традиционного рока.
Поэтому у нас в плане жанрового многообразия формально всё в порядке: есть и прекрасный фолк, и альтернатива, и готика, и индастриал. То, что некоторые из этих жанров представлены исключительно парой-тройкой групп, – это уже вопрос другой, хотя и тоже животрепещущий. Но они, эти группы, по крайней мере есть!
С фолком у нас совсем всё сложно. Играть-то его пытаются многие, но вот понять, что это вообще такое — это для наших музыкантов, особенно молодых, уже куда сложней. В результате некоторые группы ударяются в корневую славянскую эстетику и начинают играть нечто такое, что было бы тяжело слушать даже самим древним славянам (это ещё в лучшем случае; в худшем начинаются клюквенные хороводы в кокошниках под хард-роковые ритмы). Другие, наоборот, стремятся уйти от этого как можно дальше и исполняют что-то условно кельтское (то есть, главное, чтоб была волынка и клетчатые юбки на исполнителях). Усидеть на двух стульях, с серьёзным изучением и осмыслением обеих культур, удаётся буквально единицам — как, например, ведущей российской фолк-группе «Мельница».
Ещё одна группа, которая очень активно использует в своём творчестве фолк-элементы, – это удивительная, а в чём-то и совершенно уникальная питерская группа «Theodor Bastard», которую у нас в стране знают куда меньше, чем она того заслуживает, — хотя существует и активно действует она уже больше пятнадцати лет.
«Theodor Bastard» заслуживали бы внимания даже будучи просто фолковым коллективом; мало кто из наших групп использует такое богатое разнообразие этники. Это настоящая «world music», и при взгляде на неё скорее вспоминаются не российские аналоги, а всемирно известные этно-монстры вроде Брайана Ино и Дэвида Бирна периода «Talking Heads».
Однако дело не только в этнике — действительность и сложней, и интересней. Вообще «Theodor Bastard» начинался как сугубо экспериментальный проект, не имеющий к фолку почти никакого отношения: первая итерация группы играла смесь индастриала и нойз-рока. Перелом произошёл, когда основатель группы, выступающий под брутальным псевдонимом Фёдор Сволочь (на самом деле вовсе даже не Фёдор, а Александр) пригласил в группу очаровательную Яну Веву — одну из самых заметных (во всех смыслах) вокалисток на нашей рок-сцене. Тут уже, можно сказать, русский Брендан Перри встретил нашу собственную Лайзу Джеррард (это даже не фигура речи — с великими австралийцами «Dead Can Dance» питерцев сравнивают довольно часто, что уже само по себе почётно).
Экспериментальное прошлое группы даёт о себе знать: музыка «Theodor Bastard» крайне далека от того, что принято понимать под традиционным фолк-роком. Это мощный и исключительно разнообразный сплав многих стилей. Тут и тот же самый фолк, и сложная, изощрённая электроника, и эмбиент в лучших традициях Ино, и жёсткий индастриал, внезапно перетекающий в воздушной хрупкости задумчивый трип-хоп; а над всем этим течёт роскошный женский вокал и скрепляет всё это пёстрое звуковое собрание воедино.
Вообще, по части изобретательности звука у «Theodor Bastard» очень мало конкурентов на нашей сцене (по пальцам можно пересчитать), да и в мире они не сказать чтоб ходили толпами. Уж больно богатый у питерцев культурный багаж — и из всего этого огромного музыкального бэкграунда они преспокойно берут даже не самое лучшее, а именно самое интересное и сложное, то, из чего другие вообще бы не смогли сделать что-то удобоваримое и «слушабельное» – а «Theodor Bastard» делает шедевры. Это такой растянувшийся на полтора десятилетия вызов самим себе.
И это работает превосходно. Доказательством тому — признание группы со стороны таких выдающихся фигур как трент Резнор или Питер Кристоферсон. Музыкальный критик Андрей Бухарин как-то сказал, что питерцам «уже нужно мериться мускулами с кем-то типа «Coil»; и даже если это и преувеличение — то совсем небольшое. Если кто и может, так это именно они.
22 мая, 20:00
Клуб Dada
Гороховая, 47 (м. Сенная площадь, Садовая, Спасская)
8-921-424-39-69
|