Пост-рок – штука довольно странная. Начнём с того, что изначально это
даже не было название жанра (как и пост-панк, кстати говоря), а просто
символизировало определённый контекст в современной музыке. Этакая смена
парадигм: вот, допустим, рок кончился, а пост-рок пришёл ему на смену.
Хотя, как выяснилось позже, и рок не то чтобы кончился, и пост-рок стал
не сменщиком классической рок-музыки, а совсем другим коленкором.
Наверное,
именно поэтому термин для обозначения новой музыкальной реальности не
прижился — а вот как обозначение нового и очень своеобразного жанра
слово «пост-рок» прокатило вполне. «Пост-рок», как следует из названия, –
это то, что следует после рока, так что противопоставление тут явное и
очевидное. В чём его смысл? Давайте разберёмся.
Понятно, что
инструменты в пост-роке используются ровно те же самые, что и в роке
традиционном: всё та же классическая триада «гитара-бас-ударные». Ну,
может, гитара не одна – но так и «Radiohead»
используют три гитары, и это их не делает пост-роком; хорошо, допустим,
многие построковые группы используют всевозможные дополнительные
инструменты вплоть до целых симфонических оркестров, но так для рокеров
это и вовсе не в новинку. Так в чём же принципиальная разница?
А
разница — в том, какой результат извлекают построкеры из того же вроде
бы инструментария. Группы этого направления могут взять хоть три «Стратокастера»,
ритм-секцию на половину сцены и Клауса Майне в кепке на бэк-вокал – а
получится всё равно нечто, на рок смахивающее только приблизительно. А
по духу — так и вовсе ему противоположное.
Конечно, будет злой
насмешкой сказать, что если слышал одну композицию пост-рока – то слышал
весь пост-рок. Но в этой шутке есть и доля правды — маленькая, но есть.
Тренды у
пост-рока очень устойчивые. Возьмём само построение композиций: из
типично рокерских инструментов выстраивается плотная стена звука,
которую можно ощутить почти физически. Привычных хуков и риффов
вы не услышите; пост-рок — это вообще не та музыка, которая может
привязаться и играть в голове целый день. Тут всё немного потоньше.
Кстати, вы заметили, что мы пока ни разу не упомянули вокалиста, который
в классическом роке играет обычно роль фронтмэна? В пост-роке фронтмэна обычно нет вообще, потому что и вокал там в принципе явление нечастое: чисто инструментальные композиции там в порядке вещей.
Ещё
одна узнаваемая фишка жанра — гигантомания. Мало того, что песни там
иногда бывают минут на сорок (построковый альбом из одной песни — это
нормально), так и названия коллективов и композиций иногда растягиваются
до эпических размеров. Пост-рок очень удобен для журналиста, который
должен «гнать объём». Написал: группа «Thee Silver Mount Zion Memorial Orchestra and Tra-la-la Band» исполняет песню «Rains Thru the Roof at the Grande Ballroom» с альбома «Fuck Off Get Free We Pour Light On Everything» – глядишь, а половина статьи уже готова! К лаконизму стремятся разве что великие шотландские старцы «Mogwai» – впрочем, и то речь идёт только о названии...
Во все эти схемы и каноны прекрасно вписываются заслуженные ветераны жанра из Ирландии. У них и название вычурное: «God is an Astronaut» очень удачно ложится в ту же линию, что и «Goodspeed You! Black Emperor», «65daysofstatic» и упомянутые выше «Silver Mt. Zion». И с точки зрения звука всё в порядке: сложные, многоэтажные композиции с классической «sound wall».
И внешние эффекты, столь модные в последнее время: каждый свой концерт
«астронавты» превращают в настоящий арт-перфоманс, сочетание музыки с
видео-инсталляцией, да так, что не поймёшь: то ли видео — это клип на
музыку, то ли музыка — саундтрек к видео...
Конечно,
при таких раскладах любая группа рискует скатиться в мрачную пучину
вторичности. Причём вторичности по отношению к собственным же ранним
работам. Сначала ты работаешь на репутацию, потом она на тебя – вот как
раз в музыке это чревато: можно так и остаться заложниками собственного
образа. Грозит ли это «God is an Astronaut»?
Давайте проясним одну вещь: «Астронавты» – это именно что классический, даже традиционалистский подход к жанру. Их не уличишь в использовании новейших примочек, как тех же «65daysofstatic» или «Maybeshewill». Они не используют сложную этнику, как исландцы «Sigur Ros»,
которые делают из музыки хрустальные вазы и продают восхищённым
туристам. Наконец, они не поют таким трогательным тоненьким голосочком,
как Эфрим Менук!
Что
ж, именно в случае с ирландцами этот намеренно консервативный подход
работает на все сто. За двенадцать лет группа выпустила шесть альбомов —
не так чтобы много, не так чтобы мало, а в самый раз. И всё у них в
самый раз: такой ровной и стабильной карьеры в хаотичном пост-роке ещё
поискать! «Астронавты» настолько овладели своим творческим методом, что
могут им жонглировать как угодно — они то идут в эмбиент,
то в некий своеобразный пост-панк, то ещё куда. И пусть они, как тот
рабочий из анекдота, пытаются собрать стиральную машину, а получается
всё равно пулемёт — ну так и что с того? Пулемёт – в любом случае
машинка смертоносная и бьющая точно в цель. «God is an Astronaut» тоже мимо цели не промахнутся – стена звука по-прежнему готова давить всех, кто окажется у неё на пути.
22 ноября, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2 (м. Площадь Ленина)
(812) 907-19-17
|