Фолк-музыка – огромный и, как модно говорить, хтоничный пласт мирового музыкального наследия – в том смысле, что ассоциируется с музыкальными корнями, землёй под ногами, первоосновой. Хотя, грубо говоря, в современной музыке не так много жанров, прямо построенных на фолке. Скорее, многие артисты используют фолк-компоненты – кто-то успешно, кто-то не очень, кто-то паразитируя на идеях музыкальной этники, а кто-то – вдыхая в них новую жизнь.
Популяризаторы этнической музыки (например, «Jethro Tull» или Питер Гэбриэл) скорее пытаются донести западному слушателю всю красоту и многогранность неизвестной ему части культурного контекста. А вот создатели такого мощного и самостоятельного жанра, как неофолк, пошли другим путём – взяли и слепили из Матери-Сырой-Земли целый новый мир, могучий и страшный.
Вообще неофолк часто отождествляют с дарк-фолком и апокалиптик-фолком. Оставим искусствоведам разбираться в тонкостях формулировок, а пока же заметим, что у такого отождествления есть свои резоны.
Как трип-хоп зачастую называют «бристольским звучанием», потому что все главные исполнители жанра родом из Бристоля – так и дарк-фолк часто сравнивают с неофолком (хотя это, строго говоря, всё-таки не одно и то же) именно по одной простой причине: почти все коллективы, стоящие у истоков жанра, вышли в своё время из одной купели. Все они – выкормыши гнезда великого британского музыкального новатора Дженезиса Пи-Орриджа из группы «Throbbing Ghristle».
Пи-Орридж – это не просто человек с порнографическим именем и соответствующим поведением; это (что намного важнее) отец и зачинатель жанра «индастриал». Именно поэтому основная масса блестящих музыкантов, сгруппировавшихся вокруг титанической фигуры Пи-Орриджа, начинала во время оно как раз с индастриала. Кто-то позже остался развивать это направление, а кто-то подался в иные миры, переходя играть на совершенно новые, неизведанные поля.
Что самое любопытное – это теснейшая взаимосвязь Пи-Орриджевской «тусовки». От попыток вникнуть в тамошние хитросплетения может пойти кругом голова. К примеру, Джон Бэланс из «Coil» долгое время играл в одной из самых важных дарк-фолковых групп – «Current 93». С лидером «Current 93» Дэвидом Тибетом плотно сотрудничал основатель культовой «Nurse with wound» Стивен Стэплтон.
Сам Тибет, помимо участия в группе Пи-Орриджа «Psychic TV», записывался в проекте великого и ужасного Дагласа Пирса «Death in June». Ну а от самой «Death in June» откололось отдельно светило – и засияло столь же ярко. Это был Тони Уэйкфорд, который в группе Пирса играл на бас-гитаре, а в 1986-м году основал собственную группу «Sol Invictus».
В общем-то, «Current 93», «Death in June» и «Sol Invictus» - это три кита, на которых зиждется жанр. И при всём при этом группы столь самобытны, что спутать их не получится при всём желании – даже учитывая то, что их музыканты до сих пор периодически участвуют в совместных проектах и поют на пластинках друг у друга.
Сложносочинённая теология Дэвида Тибета сильно отличается от возвышенной мизантропии Дагласа Пирса. А уж Тони Уэйкфорд здесь и вовсе стоит особняком – со своими языческими мотивами и слегка осовремененными староанглийскими балладами, которые действительно баллады, а не то, что под этим словом понимается в современной рок-музыке.
Эти самые языческие мотивы в творчестве Уэйкфорда не удивительны, особенно если знать, что означает название группы. Сол Инвиктус, «Солнце Непобедимое» - древнеримский солярный культ, которым император Аврелиан в своё время пытался вытеснить набирающее силу христианство.
Особенно культ Солнечного Бога, как и все восточные культы в Империи, был распространён в римских легионах. Это отлично читается по воинско-героической эстетике, которую исповедует Уэйкфорд. Его творчество, хоть и является чистейшим неофолком, органически очень близко к жанру «мартиал-индастриал» - гремучей смеси индастриала и песен средневековых ландскнехтов.
Поэтому, включив диск «Sol Invictus» и закрыв глаза, так и слышишь свист стрел, лязганье клиунков, яростные вопли титанов, сражающихся с богами – в общем, всё то, что так натужно пытаются изобразить некоторые финские металлические группы. И всё это у Уэйкфордова детища получается совершенно естественно, без фальшивого драматизма – даже когда Тони поёт про что-то, от битв и кровопролитий совершенно далёкое. А уж когда он поёт про любовь – это действительно песни про такую любовь, которая двигает скалы.
Группы такого калибра и такого своеобразия в Россию приезжают не столь часто, как того хотелось бы, и чаще ограничиваются столицей. Правда, группы Тибета и Пирса в Петербурге уже бывали, а вот коллектив Уэйкфорда, кажется, приезжает в Северную Пальмиру впервые.
22 сентября, 20:00
Клуб Dada
Гороховая, 47 (м. Сенная площадь, Садовая)
(921) 424-39-69
|