Вторая половина XX века с лёгкостью обскакивает по многообразию музыкальной жизни, наверное, все предшествующие эпохи вместе взятые. Во всяком случае, такого количества жанров, поджанров, недожанров и, пардон, пережанров во времена, скажем, Букстехуде точно не было. Наверное, музыкантов по имени Иоганн Бах (минимум семеро, и те все друг другу родственники) и то было больше, чем музыкальных жанров в ту эпоху.
Но после Великой Рок-н-ролльной Революции новые музыкальные стили стали размножаться в прогрессии геометрической: как в фильмах про зомби, где в первый день нам показывают десяток заражённых, а через неделю оказывается, что уже здоровых людей в стране – шиш да кумыш, а счёт зомби идёт на миллионы.
Ведь если вдуматься – пауэр-метал примерно так же близок к дэт-металу, как и вышеупомянутый Букстехуде, а ведь это всё ветви одного великого металлического древа! А если вспомнить, что гигантское количество стилей вышло, как из «Гекльберри Финна», из корневого негритянского блюза – картина вырисовывается и вовсе многозначительная. Вот что было бы, если взять и вынуть из фундамента, извините, «храма Искусства», этот краеугольный музыкальный камень?
Мир был бы куда бедней.
А ведь блюз – это далеко не единственный пример того, как сугубо андерграундная, «для своих», форма искусства становится не просто культурным феноменом, а одним из важнейших явлений культуры вообще – хотя, казалось бы, ей уготовано судьбой всегда вариться в своём локальном болотце.
И вторая половина двадцатого столетия тут как раз очень показательна: именно в это время огромное количество доселе маргинальных или просто никому не известных музыкальных стилей подняли голову и стали завоёвывать популярность во всём мире. Усилиями гениальных популяризаторов «world music», таких как Питер Габриэл, Дэвид Бирн и Брайан Ино, расцвела этника. Рассерженным речитативам обитателей негритянских гетто со временем стали вторить даже простые пацаны из ростовских микрорайончиков. А на далёкой Ямайке, только-только объявившей о своей независимости от Великобритании, зародились и шагнули в большой мир сразу несколько замечательных стилей – ска, даб, рокстеди и конечно же регги.
Регги – это не просто музыкальный жанр. Пожалуй, трудно вспомнить ещё один музыкальный стиль, с которым первую очередь будет ассоциироваться целая страна. Ну ведь правда, никто же, когда речь заходит о Японии, не вспоминает жанр «J-noize»! А вот поинтересуйтесь у вашего знакомого, что он вспомнит первым, если вы спросите про Ямайку? Ну хорошо, хорошо, мы живём в России, и поэтому первым ваш знакомый вспомнит бессмертный шлягер группы «Чайф» про трагедию ямайской футбольной сборной. Но ведь, что характерно, этот шлягер и написан в жанре регги!
А главным апостолом, да что уж там говорить, богом регги был, есть, да и, наверное, навсегда останется давно и рано ушедший ямайский певец Роберт Неста Марли – или попросту Боб Марли. Рано ушедший – но многие ли из музыкантов с почётными сорокалетними карьерами становятся личностями ТАКОГО масштаба? Вот уж именно про Марли Евгений Евтушенко когда-то сказал – «поэт в Ямайке больше чем поэт». Ну хорошо, сказал немного не так, но суть-то не меняется – для ямайцев Марли был, наверное, кем-то наподобие пророка, светоча, друга и брата в одном лице.
Фигуру такого масштаба очень соблазнительно рассматривать именно в таком контексте, пытаясь охватить его деятельность и наследие со всех сторон. Только зачастую при этом теряется собственно главное, чем жил Марли – его музыка. Марли действительно ушёл слишком рано – но не саморазрушаясь подобно Сиду Вишесу или Курту Кобейну, просто так уж вышло. Но след (глубочайший) в искусстве он оставил – он и, что немаловажно, его группа «The Wailers».
Действительно, не упоминать про группу Боба Марли, говоря о регги, было бы несправедливо – хотя, конечно, часто бывает, что колоссальная харизма певца напрчь затмевает фигуры его сподвижников. Многие ли сейчас вспомнят имена участников группы Джими Хендрикса (и вообще то, что у него была группа)? Но в случае с Марли ситуация немного иная – ведь с ним в одной команде выступали такие грандиозные фигуры, как, например, Питер Тош – человек, который сделал для жанра немыслимо много.
«The Wailers» живут и здравствуют по сей день. Что замечательно – деятельность группы не имеет ничего общего с бессовестными потугами некоторых популярных команд, оставшихся без своего харизматического лидера, но пытающихся всеми силами оживить труп группы и заставить его плясать чечётку (не будем показывать пальцем в сторону господ из группы «Doors of the 21st Century»). В случае с «The Wailers» речь идёт скорей о благородной попытке подхватить знамя из рук павшего бойца. В группе сейчас заправляет всем близкий сподвижник Марли Астон Барретт – и солнечное растафарианское знамя гордо реет над его цветастой шапочкой.
22 сентября, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|