Рок-музыка любой страны почти всегда концентрируется в столице. Это аксиома. Например, в Англии большинству великих групп 60-х в своё время пришлось переезжать работать в Лондон, чтобы их заметили (такие феномены, как «бристольский саунд» или «ливерпульская четвёрка» не в счёт — они на то и феномены, явления исключительные). Немного по-другому дела обстоят в США, но там это скорее объясняется довольно непривычным нам статусом города Вашингтон — культурные столицы там совсем другие, так что это тоже не исключение.
В России, а до этого в СССР, всё обстояло ровным счётом так же. Первые появившиеся у нас рок-группы, мастодонты и столпы жанра, возникли не где-нибудь, а в Москве («Скоморохи», Машина времени») или в Ленинграде («Аквариум»). Следующая волна рока застойно-перестроечных времён тоже преимущественно шла из этих двух эпицентров (тут уже можно перечислять и перечислять процентов семьдесят серьёзных групп той эпохи).
Это было, в общем-то, вполне объяснимо — большинство наших рок-групп начинали под явным влиянием западных рок-легенд (как это, впрочем, было и во всём мире). А до столичных регионов западная музыка по понятным причинам доходила быстрей, чем до Новосибирска или Хабаровска. Так что тут, скорее, следует удивляться, что в огромной азиатской части страны появлялись команды, которые со временем не только составили конкуренцию столичным, но и стали по-настоящему культовыми.
В этом огромную роль сыграл легендарный Свердловский рок-клуб, объединивший молодые группы нынешнего Екатеринбурга, а тогда, собственно, Свердловска. Ко времени его создания в стране уже успешно действовали Ленинградский рок-клуб и Московская рок-лаборатория. Они продемонстрировали, что такие полуформальные организации очень полезны для всех: власти получали успокоительную иллюзию ненавязчивого контроля над молодыми рокерами, а сами эти рокеры, вместо того, чтоб вариться в собственном котле, общались, обменивались опытом, росли в творческом плане, создавали новые супергруппы из осколков старых – в общем, развивались по полной программе.
Свердловский рок-клуб стал в итоге одним из самых представительных в стране — если существует Зал Славы российского рок-н-ролла, то добрая половина участников СРК достойны занесения на золотые скрижали. Всего несколько называний и имён - «Наутилус Помпилиус», Настя Полева, «Агата Кристи», «Урфин Джюс», «Смысловые галлюцинации» – внушает? А ведь это только самые известные, что никак не означает, будто все остальные члены клуба были безынтересны.
И конечно же, одной из самых известных и уж точно самой народной по сей день остаётся ещё одна группа-участница клуба. Разумеется, речь идёт о легендарном коллективе Владимира Шахрина «Чайф».
Впрочем, что значит «легендарном»? Легенда — это что-то из разряда небожителей, что-то вроде «Битлов», от чего в голову приходят выражения вроде «гора Олимп», «пантеон бессмертных» и «милостиво повелевать соизволил». «Чайф» – это, наоборот, что-то совсем близкое, земное (не путать с «приземлённое») и знакомое, как будто стоящее на расстоянии вытянутой руки, а то и ближе. Совсем не случайно уральский писатель Андрей Матвеев сравнил когда-то молодого Шахрина... с Бобом Диланом. Уж кто мог быть ближе мечтам и чаяниям американского народа, как не Боб Дилан? Вот и Шахрин, соответственно, так же близок к нам.
Возникла группа «Чайф» официально в 1985-м (тогда состоялся первый концерт под этим именем), но к тому времени участники группы были знакомы давным-давно, да и выступали вместе уже пару лет. Да больше того — «тогда-ещё-не-чайфовцы» успели к этому моменту записать уже два магнитоальбома! (Из них второй, «Жизнь в розовом цвете», хоть как-то сохранился, некоторые песни с него музыканты исполняют по сей день; первый же и вовсе был забыт намертво, и в официальную дискографию не входит вовсе).
Настоящую известность, однако, группа приобрела только став собственно «Чайфом», году в 1986-м. Группа стала дважды лауреатом Свердловского рок-фестиваля, записала ещё один магнитоальбом (также утраченный; с магнитоальбомами группе явно не везло); наконец, про неё написала газета «Свердловский строитель», а разве можно предположить более высокую степень признания?
К началу девяностых группа уже была одной из самых авторитетных рок-команд Союза, а после его распада позиции «Чайфа» только усилились — потому что именно в это время был записан чуть ли не самый культовый, по мнению многих критиков и фанатов, альбом группы «Дети гор». И это тогда ещё не были спеты ни «Кто-то хитрый», ни «Завяжи мне глаза», ни пресловутая «аргентиноямайка»... Парадокс: вроде бы и лучший альбом уже записан, а настоящая пора расцвета у группы была только впереди.
В наше время «Чайф» – это Отцы-основатели и Титаны, группа с огромным багажом: одних только студийных альбомов полтора десятка, и это не считая акустических (а «Оранжевое настроение» многими ценится побольше «студийников»). Казалось бы, можно и зазвездиться, изображать из себя монументы с горы Рашмор — как-никак, заслужили. Но группа «Чайф» немедленно умрёт, если это произойдёт — а она умирать точно не собирается. «Чайф» – это «group next door», группа, которая всегда где-то по соседству.
23 февраля, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2 (м. Площадь Ленина)
(812) 907-19-17
|