Панк-рок – удивительный жанр. Если взглянуть на него со стороны, то положение дел в нём напомнит, наверное, какую-нибудь африканскую или латиноамериканскую страну из тех, что побеспокойней. Постоянно что-то происходит, мутным потоком движется куда-то диковатая повседневная жизнь, на купюрах каждый день рисуются новые нули, воцаряются самопровозглашённые императоры и тут же свергаются каким-нибудь Фронтом Национального Освобождения или Народными Бригадами имени Эмилиано Сапаты… Всё это очень точно характеризуется ёмким словечком «движуха». Причём, если жители той самой африканской страны живут надеждой на лучшее, а то и вступают в те самые фронты и бригады, то поклонникам панк-рока и этого не нужно: их вполне всё устраивает. Ноблесс оближ.
Из-за всего этого громокипения герои у панка очень специфичные: колоссальный след в истории жанра может оставить группа, которая просуществовала считанные месяцы и еле-еле наскребла материала на одну пластинку. Вообще, групп таких в жанре – как звёзд на небе. Но не нужно думать, будто только такими командами, танцующими самбу белого мотылька, жив панк-рок. Есть и другой тип – группы, которые летают по бешеной синусоиде от огромной славы до полного забвения – и обратно. И это в анархические каноны жанра вписывается прямо-таки стопроцентно.
В 2004-м году любители пламенных антисистемных речёвок под тяжкие гитарные риффы переживали непростые времена. Ещё не зажила свежая рана от распада эталонной группы «Rage Against the Machine», которая могла превратить в политический арт-перфоманс даже поход в супермаркет за курицей. Группа «Napalm Death» исполняла песни схожие по проблематике и даже более тяжёлые; но, чтобы хотя бы примерно разобрать, о чём они там поют, нужно было обладать очень широким сознанием. Прогрессивное американское человечество изнывало от тоски по жёстким хардкорным песням с мощным антиправительственным зарядом и флёром легкой революционности. Майки с Че Геварой пылились в шкафах – но вскоре пришла пора надевать их заново, потому что в 2004-м альбом «American Idiot» выпустила американская панк-команда «Green Day».
Это был не первый пик популярности группы. Вспомним про синусоиду – по ней жизнь помотала наших героев изрядно. Новое поколение фанатов «Green Day» наверняка сильно удивится, узнав, что образовалась группа ни много ни мало – двадцать пять лет назад. Почти как «Наутилус Помпилиус»! И первый пик популярности (та самая точка экстремума) у группы пришёлся на середину девяностых – когда калифорнийский панк был на гребне волны, а на концерты «Offspring» собиралось больше народу, чем на финал «Супербоула».
Однако «Green Day» не были бы панк-группой, если бы весь этот долгий путь прошли ровно и гладко. Нет, это не наши методы! История была типичной: несколько очень успешных альбомов, премия «Грэмми», постепенное утяжеление звука и движение в сторону авторитетных и уважаемых панк-команд. Затем – эксперименты, творческие (неудачные) поиски, смена звучания, разочарованные выкрики фанатов «Да они же опопсели!» - и, к началу нового тысячелетия, практически неминуемый распад. Как бы сказал Принц Датский: «Дальше – тишина».
И тут настал 2004-й. Совсем позабытые «Green Day» выпускают свой выдающийся альбом «American Idiot» - сюжетную, концептуальную пластинку, практически рок-оперу, наподобие «Outside» Дэвида Боуи или «Year Zero» группы «Nine Inch Nails». Прорыв получился мощнейший: верхние места чартов, огромные тиражи, новые «Грэмми» и признание пластинки рок-альбомом года. «Американский идиот» послужил даже сюжетной основой для мюзикла, что для панк-пластинки, мягко говоря, было прецедентом удивительным.
В общем, «Green Day» снова были в игре – и возвращение их стало триумфальным. После оглушительного успеха «Идиота» музыканты вели приятную и умиротворённую жизнь «солидных рок-звёзд для солидных господ», выступая перед стадионами и записывая необязательные вещи вроде саундтрека к полнометражке «Симпсоны». Намечался новый виток стагнации – но выход бронебойного альбома «21st Century Breakdown» стал тяжёлым ударом по тем, кто снова начал утверждать, будто «Green Day» вырождаются. Альбом снискал все возможные лавры и получил очередную «Грэмми» - Билли Джо Армстронгу и его верной дружине, должно быть, пришлось арендовать под статуэтки гараж.
«Green Day» и сейчас не собирается уходить от своей нынешней концептуальности в сторону старомодных рок-альбомов в стиле «куплет-припев, а в следующей песне припев-куплет». Последний их альбом – это, по сути дела, трилогия: каждая из трёх частей вышла в конце 2012-го с промежутком в месяц.
23 июня 2013, 20:00
Спортивное сооружение СКК
просп. Юрия Гагарина, 8 (м. Парк Победы)
(812) 388-12-11, 378-17-10
|