XX век был эпохой расцвета (и заката) индустриальных обществ (кое-где, впрочем, эти общества так и не переросли в постиндустриальные). Во всяком случае, в Европе глобальная индустриализация определила самый облик современного социума. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в Европе, а конкретнее - в Англии, и получил развитие новый музыкальный жанр – индастриал.
Строго говоря, зародился индастриал не вполне в Англии. Отследить точные сроки возникновения жанра достаточно сложно – потому что в каждой стране, умученной взрывной урбанизацией, появлялись люди, использующие в музыкальных экспериментах индустриальную машинерию. Уже многие футуристы (те самые, начала XX века) делали первые шаги в «громыхающе-шумовом» жанре. Молодая советская культура с её «Симфонией гудков» и смакующим урбанизм Дзигой Вертовым; немцы с легендарным «Метрополисом» Ланге; итальянские идеологи «промышленного искусства»… Всё это пусть и не стало индастриалом как таковым, но позволило ему обрести весьма крепкий фундамент, идеологическую основу.
Однако зрелый, цельный вид был обретён жанром лишь в начале 70-х: когда в Лондоне человек с несусветным именем Дженезис Пи-Орридж основал культовую группу «Throbbing Gristle», а также тесно связанный с группой звукозаписывающий лейбл «Industrial records». Из величественной стальной купели «Throbbing Gristle» вышли такие знаковые для жанра исполнители, как «Coil», «Current 93», «Sol Invictus», Бойд Райс, Крис Картер – всё это птенцы гнезда Пи-Орриджа.
В континентальную Европу новорожденное течение проникло быстро. Логично, что наибольшего расцвета индастриал достиг не в куртуазной, скажем, Франции, а в Германии: чёткие маршевые ритмы, стальные громыхания и милитаристская эстетика нового жанра немцам подошла, будто хорошо пошитый мундир. И по сей день на родине Гёте индастриал-группы разных поджанров растут, как подосиновики. В основном, конечно, преобладает дружелюбный лайт-индастриал вроде «Rammstein» или «Oomph», шагнувший ближе к массовому слушателю. Но и поклонники беспощадного звукового терроризма не остаются обделёнными. А сблизить тех и других помогает титаническая фигура Бликсы Баргельда (урождённого Кристиана Эммериха) – лидера и основателя одной из величайших индастриал-групп «Einsturzende Neubauten».
Баргельд создал свою группу в 1980-м году – замечательное время для жанра, когда индастриал уже вышел из совсем глубокого андерграунда, но ещё не стал мейнстримом. Название «Обрушивающиеся новостройки» как нельзя лучше подходило саунду группы – жёсткому, шумовому, построенному на активном использовании строительных инструментов, листов железа и оконных решёток вместо ксилофона. Такого звучания, как у «Einsturzende Neubauten», не было даже у основоположников жанра.
Впрочем, звуковой экстремизм – только одна сторона выдающегося таланта Баргельда. Напомним, что он долгие годы был гитаристом в группе Ника Кейва «Bad Seeds» - и это был самый тихий, камерный период в певческой карьере громокипящего Ника. Наверняка многие помнят легендарный сингл «Where the Wild Roses Grow» (один из наиболее мелодичных и красивых у Кейва): но далеко не все знают, что партию сладкоголосой Кайли Миноуг из этой песни на концертах исполнял именно Бликса Баргельд.
В последнее время Баргельд стал отходить от яростного саунд-террора тридцатилетней давности. Например, в 2007-м году он записал спокойный, негромкий, хрустальной красоты альбом «Alles Wieder Offen», который вообще почти ничем не напоминал ранних «Новостроек». В этом отношении Баргельд похож на своего британского коллегу по цеху – лидера культовых «Current 93» Дэвида Тибета, который от радикального индастриала перешёл к тишайшим балладам под фортепианный аккомпанемент.
Баргельд не ограничивает своё творчество работой под легендарным логотипом «Новостроек» - сольные выступления его не менее интересны. Особенно если учитывать, что обходится Бликса в сольных концертах только минимумом инструментов (весьма необычных при этом), неординарным голосом, одним из самых узнаваемых в рок-музыке, и талантом нечеловеческих масштабов. театрализованные, в формате spoken word, концерты, а верней, моноспектакли Баргельда - такой уникальный опыт поклонник жанра не вправе пропустить.
23 марта, 20:00
Концертный зал "А2"
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
т. (812) 309-99-22
|