За рубежом классический готик-рок начал расцветать бурными темпами уже в конце семидесятых – и вскоре так расцвёл, что даже самых преданных поклонников начало мутить. И дело было, конечно, не в самом жанре, а в том, что его стало слишком много. Причём не «чистой» готики, а довольно уродливых ответвлений от вполне здорового ствола. Поэтому тот жанр, который когда-то представляли группы истинно великие, вроде «Bauhaus» и «The Cure», стал восприниматься с пренебрежением — многочисленные молодёжные группешки, поющие про Чёрных Ангелов Смерти, этому сильно поспособствовали.
У нас в стране такого отношения к готик-року так и не возникло — и в первую очередь потому, что никакого готик-рока у нас, в общем, и не было. Это не претензия к отечественной музыкальной жизни: мало ли каких жанров у нас не было, вот где, к примеру, российский индастриал или даунтемпо? Хотя и у нас в последнее время ситуация стала меняться... хотелось бы сказать — к лучшему, но стоит промолчать, потому что Чёрные Ангелы Смерти начали проникать и в русский рок.
Как нам известно из трудов по диалектическому материализму, количество должно переходить в качество. Но Россия всегда идёт своим путём, и в нашем случае всё получилось ровным счётом наоборот: количественно русские готик-группы были так же редки, как слоны в Арктике, а вот качественно... Скажем так — выжили сильнейшие. Поэтому каждая наша серьёзная группа, играющая готик-рок – настоящая жемчужина. Конечно, можно скривиться, потому что опять придёт на ум какой-нибудь модный новодел, играющий классическое «виллевало» с вампирами и Его Инфернальным Величеством. Но кто их вспомнит через тридцать лет? А тот же «Пикник» по-прежнему собирает полные залы — и будет собирать, пока музыканты ещё способны держать в руках инструменты.
Что уж говорить про главную отечественную готик-группу за всю историю русского рока — созданную в конце восьмидесятых на Урале «Агату Кристи». Вот уже четыре года прошло, как «Агата» распалась, музыканты заявили, что группа сказала всё, что могла, и отправились поднимать сольные проекты. Но по-прежнему в подземных переходах молодые люди в чёрных балахонах после Цоя и «ДДТ» поют «Я крашу губы гуталином» и «Я на тебе как на войне» – и их дети будут играть (насчёт внуков говорить поостерегусь, но теоретически и это возможно).
Король умер, да здравствует король! - это выражение вполне уместно, потому что, хоть «Агата» и распалась, но её бывшие участники не стали делать даже короткого перерыва – и продолжили выдавать музыку высочайшего качества. И в первую очередь это относится, конечно, к Глебу Самойлову. Хотя кажется, что Самойлов присутствовал на нашей рок-сцене всегда – но ему ведь всего-то чуть за сорок. Период самого что ни на есть творческого расцвета, зрелости, когда ещё есть, что сказать, и уже знаешь, как сказать. (Записанный под занавес альбом «Агаты» «Эпилог» стал одним из лучших альбомов группы – а это уже очень показательно).
Почему Глеб Самойлов «в первую очередь»? Далеко не только из-за того, что он был фронтменом группы. В некоторых случаях, как показывает история рок-музыки, вокалист в самостоятельном плавании абсолютно недееспособен – и максимум что может, так это приткнуться к другой группе. Творческого потенциала не хватает-с...
Про младшего Самойлова так никто не скажет, а если скажет, то очень сильно покривит против истины. Поскольку именно Глеб в «Агате» был не просто лицом группы, а её мозгом и главной креативной силой. Сейчас очень странно осознавать, что к созданию группы и первым записям он не имеет никакого отношения; странно, потому что без «брата-два» группа просто «не взлетела» бы. В конце концов, кто автор большинства песен «Агаты», в том числе и самых главных, хрестоматийных хитов, занесённых на скрижали русского рока? То-то и оно.
Так что, когда стало известно о том, что история «Агаты» закончена – никаких опасений за дальнейшую творческую судьбу Глеба не возникало. Если и был вопрос, то не «продолжит ли Глеб петь», а «КОГДА Глеб создаст новую группу?».
Он и не стал долго ждать — новая группа с намеренно карикатурным названием «Глеб Самойлoff & The Matrixx» была создана почти сразу после «Эпилога». С последнего концерта «Агаты» и до первого выступления «Матрицы» прошло чуть больше полугода. Поклонники классической «Агаты» трясущимися пальцами вставили диски в проигрыватели, нажали на кнопку «Play»... и сильно удивились.
Удивляться было чему: от старого стиля «АК» Самойлов постарался максимально дистанцироваться. Это как сравнивать музыку «Rage Against the Machine» и «Audioslave» – а ведь всего-то сменился вокалист. Если старая «Агата» при всей своей «готичности» была коллективом очень постмодерновым, с кучей «фиг в кармане», то у нового коллектива Глеба ирония если в чём есть, то разве что в названии. Время подшучиваний и подмигиваний прошло — настал черёд серьёзных дел и серьёзных высказываний. В чём-то даже радикальных.
Как водится, некоторая часть фанатов «олдскульной» «Агаты» приняла это в штыки; сам же Самойлов продолжает гнуть свою радикальную линию «неопостготики», стремительно обрастая новыми поклонниками – и есть из-за чего. Эпилог написан – теперь Глеб Самойлов пишет новый пролог.
23 мая, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|