Джаз как искусство тем и хорош, что может обращаться к любой аудитории и почти в каждом сердце вызывать отклик. Высоколобый эстет подойдёт к вопросу академически, сухо анализируя отличия новоорлеанского джаза от мемфисского. Авангардисту придётся по душе неоджаз или убойные звуковые эксперименты Джона Зорна. Человек, который слушает музыку раз в год, выбравшись на день рождения в ресторан, с удовольствием спляшет свою безумную джигу под развесёлый одесский клезмер. Ну, а поклонник фильмов в жанре нуар, услышав долгую саксофонную руладу, немедленно вспомнит щеголеватую фигуру Микки Рурка в «Сердце ангела» и смахнёт ностальгическую слезу.
Этим и велик джаз – своей многообразностью и, в хорошем смысле слова, текучестью. Джаз – как река, что питает собой множество ответвлений и сама пополняется из ручьёв и озёр мировой музыки. На перечисление только разновидностей жанра не хватит пальцев на руках и ногах – а ведь есть ещё и огромнейший массив жанровых синтезов. Вот, скажем, группа «Gang Starr» начала скрещивать джаз и хип-хоп «задолго до того, как это стало мэйнстримом» - но теперь это и есть натуральный мэйнстрим, равно как и сращивание джаза с гитарным роком или вообще каким-нибудь экзотичным подвидом металла.
То есть, грубо говоря, джаз – это непаханое поле для музыкальных экспериментов, и поле плодородное. Самое интересное, что глубокой специализации он не требует: скажем, какой-нибудь квинтет «Труби, тромбон любимый» из скотопригоньевского ДК имени Кирова может днём играть Глена Миллера и Дюка Эллингтона, а ночью в скотопригоньевском же пабе аккомпанировать суровой лоу-рок группе вроде «Morphine».
Вот примерно по такой схеме и живёт один самых интересных и авторитетных джазовых (не академических) ансамблей – питерский коллектив «Волковтрио», созданный и возглавляемый, как следует из названия замечательным контрабасистом Владимиром Волковым. Существует «Волковтрио» уже без малого двадцать лет, и за это время музыканты освоили уже, пожалуй, почти все формы музыкальной деятельности. Записать саундтрек к фильму? Без проблем. Обеспечить какой-нибудь прогрессивной рок-группе мощный джазовый бэкграунд? Просто сыграть что-нибудь классическое? Затеять что-то сугубо аутсайдерское, что послушают три человека – но зато уж это будут настоящие знатоки и ценители, каждый из которых стоит армии? Никаких вопросов.
Здесь надо сделать важное замечание. Волков, Курашов и Сладкевич не просто создают музыку высочайшего уровня – они помогают это делать и другим. В баскетболе, если позволите такую аналогию, хорошим разыгрывающим считается тот игрок, что делает своих партнёров лучше, - именно это можно сказать про Владимира Волкова. Как бы талантлив ни был выдающийся рок-музыкант Леонид Фёдоров («АукцЫон»), давно работающий с Волковым, но без помощи последнего Фёдорову едва ли удалось бы записать «Таял», «Сноп снов», «Анабэна» - альбомы, спокойно встающие в один ряд, скажем, с великими совместными работами Брайана Ино и Дэвида Бирна. Про альбом «Таял» не зря писали в профильной прессе, что это едва ли не лучшая пластинка 2005-го года – отрицать то, что это для нашей музыки уровень, вообще говоря, запредельный, могут только совсем уж ярые «хейтеры».
Разнообразности, смелости, постоянным поискам «Волковтрио» могут только позавидовать их скучные коллеги из скотопригоньевского ДК, тоскливо играющие всю жизнь каждодневный «Караван» или там «Тэйк файв». Они никогда не станут выступать с ансамблем тувинского горлового пения «Хуун-Хуур-Ту» - а «Волковтрио» выступали. Они не напишут саундтрек к фильму под название «Дневник камикадзе», не подыграют музыкантам из «King Crimson», а Игорь Бутман, зевнув, дипломатично откажется выступить с ними – а вот музыкантам «Волковтрио» Бутман не откажет, потому что «Волковтрио» - это фигуры с той же доски, и выточенные из драгоценного камня.
Огромное количество сайд-проектов «Волковтрио», перечисленных выше, - показатель того, что даже после двадцати лет жизни группа продолжает расти, как бы это сказать, вглубь. Трио – это не константа, это всего лишь условное обозначение: Волков-Курашов-Сладкевич играют вместе, играют и по отдельности. Но даже когда Волков в гордом одиночестве в студии у Фёдорова трогает смычком струны своего контрабаса – в этот момент там всё равно находится «Волковтрио» в полном составе. Джаз – это навсегда в крови.
23 мая, 20:00
Клуб "JFC"
Шпалерная, 33, ст. м. Чернышевская
(812) 272-98-50
|