В Советском Союзе не сказать чтоб было совсем уж плохо с рок-музыкой. Бывали у неё откровенно чёрные годы, когда позиция властей в её отношении была жёсткой - «Запрещать! Не пущать! Подвергнуть повсеместному порицанию!». Бывали и просветления, когда тучи расходились до такой степени, что на изголодавшуюся по хорошему року молодёжь падали лучи добра и света от Ленинградского рок-клуба, Московской рок-лаборатории и т. д.
В конце концов, даже в самые «голые года» рок-музыканты вполне неплохо выживали в творческом плане — одни мимикрировали под вокально-инструментальные ансамбли и выступали вполне официально, другие, оставаясь верными стилю, плевали на официальное признание и выступали в «андерграунде», на «квартирниках» и подпольных концертах.
Однако были границы, за которые заходить всё-таки не рекомендовалось даже в самые либеральные времена. Если власть ещё могла кое-как смириться с трансцендентными песнями Гребенщикова, вполне традиционным роком Макаревича и музыкой «ДДТ», которая в принципе была сильно утяжелённой версией авторской песни — то откровенно разрушительные жанры вроде панка, индастриала или какого-нибудь дарк-фолка всемогущие худсоветы пропустить никак не могли.
Поэтому с жанровой точки зрения русский рок сильно пострадал, и последствия этого наблюдаются даже сейчас, спустя тридцать с лишним лет. Если сейчас изобилие западного рока и отсутствие цензуры хоть как-то это компенсируют, то в 80-90-е годы в русском роке царил жанровый вакуум, настоящая выжженная пустыня. Помимо классического рока и редких «металлических» отблесков («Ария», «Чёрный Обелиск»), в СССР и постсоветской России почти не было других стилей — те исполнители, что экспериментировали в других направлениях, в основном были известны только очень узкому кругу ценителей.
Особенно скверно в этом плане было с панк-роком — первые настоящие панк-группы начали появляться только в перестроечную эпоху, и были их буквально единицы (например, легендарная группа «Автоматические удовлетворители»). Панк-сцена была очень сильна в Сибири, где появились команды из так называемого «Сибирского андерграунда», но они были слишком уж своеобразны для того, чтобы окрестить их «чистым» панком. Сравните, например, «Sex Pistols» и «Гражданскую оборону» – разница в темах и подаче этих тем видна невооружённым взглядом. Легендарный «колхозный панк» Юрия Хоя мы выносим за скобки — это была не музыкальная группа, а контрольный в голову советскому песенному официозу.
Так что по-настоящему российский панк начал захватывать музыкальную территорию уже в 90-е годы. И одной из главных групп, поспособствовавших этому, был питерский коллектив «Король и Шут», который обычно сокращают до ёмкого «КиШ».
«Король и Шут» – это не просто знаменитая или даже культовая группа. Это была настоящая легенда, явление, как «Кино» или «Ария», система распознавания «свой-чужой» по принципу: «Не слушаешь «КиШ»? Ну о чём с тобой тогда разговаривать». Единицы российских групп могут похвастаться такой армией фанатов, и это не затёртое клише — если собрать воедино всех, кто слушает или в молодости слушал «КиШ», можно составить из них вооружённые силы весьма крупного государства (несколько миллионов «призывников» можно насчитать совершенно точно).
Стилистика «Короля и Шута» была совершенно уникальна — панк-музыка, которая в качестве своих тем берёт не опостылевшую «Анархию где-то там», а мрачные европейские сказки и легенды с троллями, людоедами и вампирами (про вампиров «КиШ» пели ЗАДОЛГО до того, как это стало мэйнстримом»).
К сожалению, «Короля и Шута» больше не будет никогда — в прошлом году трагически скончался Михаил Горшенев, знаменитый «Горшок», главная движущая сила и идеолог группы — ему не было ещё и сорока. Но, как бы печально это ни было, крайне несправедливым будет забыть про другого участника группы — Андрея Князева, который был таким же её лицом, как и покойный Горшенев. Князев ушёл из группы в 2011-м году и создал собственный коллектив под названием, как нетрудно догадаться, «КняZz» (собственно, это и был его сценический псевдоним в «КиШ»).
Горшок, конечно, был более яркой фигурой, эффектной, перетягивающей на себя внимание публики. Но мало кто знает, что именно Князь был тем самым человеком, кто предопределил неповторимую стилистику группы. До его прихода в «КиШ» те играли вполне традиционный панк-рок и ничем не выделялись из немногочисленного отряда панк-групп конца 80-х. Приход Князя в группу всё изменил: он стал автором новой концепции группы, он же сочинял основную массу текстов, и легендарный стиль «хоррор-панк» – это именно его идея.
Человек, который сейчас придёт на концерт Князя, может себя почувствовать в атмосфере «того самого КиШ» – было бы странно, если бы он радикально сменил стилистику после двадцати лет исполнения хоррор-панка. Но и впечатления «старых песен о главном» новое творчество Князя точно не оставит — это бы попахивало застоем и паразитированием на старом багаже, а разве настоящий панк-рокер может такое допустить? Поэтому «КняZz» – это вовсе не «КиШ» без Горшка: это и арт-рок, и готика, да и много чего другого.
23 января, 20:30
Клуб Jagger
пл. Конституции, 2 (м. Ленинский проспект, Московская)
(812) 923-12-92, 292-20-02
|