ГлавнаяДом музыки 24 апреля - к Юбилею Победы - фортепианная героика в Доме музыки
24 апреля - к Юбилею Победы - фортепианная героика в Доме музыки
24 апреля, пятница, 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки (наб.Мойки, 122) приглашает на фортепианный вечер «Героика». В Английском зале Дома музыки dыдающийся пианист Константин Щербаков (Россия - Швейцария) исполнит шедевры Бетховена чьё 235-летие отмечается в этом году. В программе вечера, приуроченного также к Юбилею Победы прозвучат шесть багателей, вариации "Героика" и "Героическая" симфония в фортепианном переложении Ференца Листа.
Константин Щербаков (фортепиано) - всемирно известный пианист, профессор Цюрихской консерватории Константин Щербаков. Отличительная особенность Щербакова – акцент на редко исполняемых и крайне сложных программах.
Бетховену был заказан балет, результатом чего стала великолепная партитура «Творения Прометея, или Власть музыки и танца», открывшая новое направление в развитии жанра и обозначившая в творчестве композитора начало постепенного усиления романтического начала — 15 Вариаций и фуги для фортепиано и финала Третьей симфонии. Тема в каждой из пьес предстает то как угрожающая, то как курьезная, то как лирическая. Разнообразие трактовки позволяет композитору создавать в рамках отдельных частей-вариаций небольшие музыкальные зарисовки, танцевальные сценки, масштабные героические полотна.
Бетховен считал Третью симфонию, лучшей из всех написанных им симфоний, открывающей путь симфонизму нового типа. Первоначальное посвящение симфонии Наполеону и последующее авторское определение ее как «Героическая» отражают ведущую идею сочинения и определяют новые музыкальные средства ее воплощения. Симфония выстраивается композитором как одна из самых монументальных во всей истории классического симфонизма четырехчастная музыкальная драма. Выдающийся венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист выполнил фортепианное переложение всех симфоний Бетховена, сумев сохранить в них особую «оркестровость» звучания.
Аннотация
Полное название произведения, написанного Л. ван Бетховеном в 1802 году — «15 вариаций и фуга на тему контрданса из балета “Творения Прометея” Es-dur, Opus 35 (“Eroica Variations”)».
В 1801 году Бетховену был заказан балет, результатом чего стала великолепная партитура«Творения Прометея, или Власть музыки и танца», открывшая новое направление в развитии жанра и обозначившая в творчестве композитора начало постепенного усиления романтического начала. Героический облик Прометея определил особенности музыкального решения, в частности, основных тем балета. Контрданс (старинный английский народный танец, от country-dance— деревенский танец),звучавший в балете, затем стал исходной темой для известных сочинений композитора — 15 Вариаций и фуги для фортепиано и финала Третьей симфонии.
Для цикла вариаций Бетховен использует не всю тему, а лишь ее басовые звуки, образующие мелодию неприхотливую, но открывающую столько возможностей для варьирования (любопытно, в частности, в ней настойчивое повторение звука си-бемоль). Интересно представление темы: сначала звучат ее басы, на которые написаны четыре небольшие вариации, и лишь затем Бетховен выписывает полную тему, после которой начинает отсчет основных 15-ти вариаций.Тема в каждой из пьес предстает то как угрожающая, то как курьезная, то как лирическая. Разнообразие трактовки позволяет композитору создавать в рамках отдельных частей-вариаций небольшие музыкальные зарисовки, танцевальные сценки, масштабные героические полотна. Все это ведет к финальной Фуге, поражающей контрапунктическим мастерством и изобретательностью, открывающей путь к мощному звучанию Героической симфонии. Свое сочинение Бетховен посвящает графу Морицу Лихновскому, ученику Моцарта, восторженному своему поклоннику и преданному другу.
Бетховен считал Третью симфонию, законченнуюв 1804 году, лучшей из всех написанных им симфоний, открывающей путь симфонизму нового типа. Первоначальное посвящение симфонии Наполеону и последующее авторское определение ее как «Героическая» отражают ведущую идею сочинения и определяют новые музыкальные средства ее воплощения. Симфония выстраивается композитором как одна из самых монументальных во всей истории классического симфонизма четырехчастная музыкальная драма, где первая часть — своеобразная картина битвы, с ее динамикой и драматизмом;не случайно русский композитор и критик А. Н. Серов назвал ее «орлиным аллегро». Вторая часть «Похоронный марш» переводит действие в трагический план. Третья часть возникает как неожиданное контрастное Скерцо, построенное на выразительных призывных мотивах, сменяющихся в среднем разделе (Трио) картиной природы; она воспринимается как передача образов скорби и ее преодоления. Четвертая часть, написанная в форме двойных вариаций (то есть вариаций на две темы), — грандиозное музыкальное полотно, соответствующее характеру героических событий французской революции.
Бетховен посвятил симфонию представителю знатного рода графу Францу Иосифу фон Лобковицу, покровителю искусств, меценату, который создал в своем дворце в Вене концертный зал, проводил музыкальные вечера и концерты. В этом дворцеБетховенв 1803 году представил слушателям Третью симфонию. После этого зал получил название «Героический» (Eroica-Saal). Выдающийся венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист выполнил фортепианное переложение всех симфоний Бетховена, сумев сохранить в них особую «оркестровость» звучания.
Проф.З.М.Гусейнова
Стоимость билетов 350-400 руб. Аудитория 12+
Обувь на шпильках, объемные сумки, фото- и видеосъемка запрещены.
Санкт-Петербург, наб. Мойки 122.
Справки и аккредитации по телефону: (812) 702-60-96