24 декабря, в четверг, в 19:00 в Санкт-Петербургском Доме музыки (наб. Мойки, 122) состоится Рождественский концерт «Вечера в Английском зале». Выступят молодые солистки, лауреаты международных конкурсов скрипачка Полина Борисова и пианистка Наталья Соколовская, обе — выпускницы Московской консерватории.
В программе вечера — фортепианные и скрипичные хиты Чайковского, Шоссона, Крейслера и Шопена. Танцевальные формы, в которых написаны концертные пьесы — вальсы, полонезы, мазурки — напомнят о балах и создадут особенно праздничное настроение. Концерты популярной салонной музыки, приуроченные к Рождеству, это дань петербургским традициям и прекрасный повод для праздничного выхода в свет даже для тех, кто обычно не связывает свой отдых с классической музыкой.
Полина Борисова (27 лет) — выпускница Московской консерватории (класс Заслуженного деятеля искусств России, профессора Ары Богданяна). Лауреат Международного конкурса к 100-летию Грачья Богданяна (Армения, 2014), конкурса «Ночь в Мадриде» (Испания, 2015). Стипендиат фонда «Новые имена» и Фонда Владимира Спивакова, Министерства культуры РФ, удостоена премии Правительства Москвы (2014). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2013 года.
Наталья Соколовская (26 лет) — аспирантка Московской консерватории (класс Народного артиста России профессора Юрия Слесарева). Лауреат конкурса “Maria Herrero” (Гранада, Испания, 2014), конкурсов им. Гершвина (Нью-Йорк, США, 2015), “Nuova Coppa” (Италия, 2015), “MozArte” (Германия, 2015). Стипендиат Президента Российской Федерации, фондов «Русское исполнительское искусство» и «Новые имена», фонда Мстислава Ростроповича. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2010 года.
В рамках «Вечеров в Английском зале» успешные молодые солисты, участники программ Дома музыки, выступают на конкурсной основе, предлагая свои программы.
Аннотация
Известный французский композитор Эрнест Шоссон, о котором Клод Дебюсси говорил как об одном из самых тонких музыкантов, оставил сравнительно немного завершенных сочинений. Современники отмечали его симфонию (1890), изящные песни на слова М. Метерлинка и П. Верлена, его единственную исполненную на сцене оперу «Король Артус» (1903), продолжающую традиции вагнеровского «Тристана и Изольды». Но самым известным сочинением Шоссона остается его лирическая Поэма для скрипки с оркестром (1896), посвященная выдающемуся виртуозу Э. Изаи. Сочинение отражает стиль композитора и входит в репертуар многих концертирующих скрипачей. Выразительная, проникновенная лирика, господствующая на протяжении всего произведения и передающая все оттенки глубоко сдерживаемого чувства, представлена композитором в рамках традиционной одночастной формы, соединяющей в себе изящные медленные и активные динамичные разделы. Главным же остается бесконечно прекрасное звучание скрипки, преобладающее в течение всего сочинения.
Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. Двухчастная композиция для скрипки соло Речитатив и Скерцо-каприс была написана в 1911 году и посвящена учителю и другу музыканта Э. Изаи; «Китайский тамбурин», относящийся к 1910 году, стал данью увлечения европейцами китайской экзотикой. В 1905 году Крейслер опубликовал цикл «Старые венские мелодии» для скрипки и фортепиано, где первой пьесой была «Радость любви», второй — «Муки любви», а завершала цикл пьеса «Прекрасный розмарин», первоначально ошибочно приписываемая И. Ланнеру, автору многих венских вальсов. Все сочинения в настоящее время являются своеобразными «визитными карточками» Крейслера, ярко передавшего в своих сочинениях духовную красоту и виртуозный стиль венской школы.
Скрипичная пьеса П. И. Чайковского «Размышление» (ор. 42 № 1) — первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.
«Русский танец» является одним из номеров балета «Лебединое озеро», созданного П. И. Чайковским в 1877 году. Он был введен композитором в партитуру как вставной по просьбе знаменитой балерины П. М. Карпаковой. В основу либретто балета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, рассказывающая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя злым колдуном. Балет заложил основы нового направления в жанре, превратив его из подбора отдельных номеров в драму с активно развивающимся сюжетом, переданным средствами танца. Новой была и музыка, переставшая быть сопровождением для хореографических движений и приобретшая самостоятельное симфоническое значение. Многие номера балета еще при жизни композитора обрели иную, концертную жизнь, в том числе — знаменитый «Русский танец».
Среди немногих фортепианных сочинений П. И.Чайковского известность получил его своеобразный цикл «Шесть пьес на одну тему» (ор. 21), написанный по просьбе нотоиздателя В. В. Бесселя и законченный в декабре 1873 года. Первоначально композитор намеревался назвать цикл сюитой, учитывая тесную связь всех пьес единой темой. Впервые сочинение было исполнено только в 1883 году в концерте А. Г. Рубинштейна, которому Чайковский посвятил сочинение. Простая песенная тема соединила в цикле шесть разнохарактерных и разножанровых пьес: Прелюдию, Фугу, Экспромт, Похоронный марш, Мазурку и Скерцо. Первая и последняя из них включены в программу концерта
В поразительном по богатству жанров, многозначности образов, красоте и одухотворенности фортепианном наследии Фредерика Шопена были обозначены многие пути, по которым в дальнейшем развивалась европейская музыкальная культура. Но всегда ведущей в сочинениях композитора оставалась тема его Родины; польские элементы неизменно проникали в разные сочинения Шопена, преломляя мелодии и ритмы национального искусства. Поэтому столь часто композитор обращался к жанру полонеза (польского танца-шествия), представляя его то как блестящую концертную пьесу, то как сдержанный монолог. Особую известность приобрел Полонез-фантазия ор. 61 (1846), в котором важную роль играет фантазийное начало, не раз возникающее в сочинениях композитора (Фантазия оп. 49, Экспромт-фантазия оп. 66 и другие произведения). К тому же многое в Полонезе-фантазии, ставшего последним сочинением Шопена в жанре полонеза, роднит его с балладами: вступление, словно вводящее в последующий лирико-драматический раздел, затем постепенное усиление патетического звучания и, наконец, героическое ликование в завершении произведения. Выдающийся пианист Г. Г. Нейгауз, говоря о шопеновских сочинениях, в которых «звучат радость, ликование, благородная человеческая гордость, высокое человеческое достоинство», на первое место ставит Полонез-фантазию: «Я не знаю ничего более подымающего дух, чем весь конец Полонеза-фантазии».
Полонез до-диез минор (1835) является первым из двух в опусе 26, он демонстрирует еще один образец польского танца, как его трактует Шопен. Этот Полонез — сравнительно масштабное сочинение, он отличается в целом светлым настроением, но с неизбежными драматическими нотками. В нем очевидны особая прозрачность и изящество фортепианной фактуры композитора.
В наследии Шопена к полонезам очень близко примыкают мазурки, количественно преобладающие в наследии композитора. Польский танец предстает здесь в разных звучания, раскрываясь то как лирический монолог, то как драматически напряженная пьеса, то как ностальгическое высказывание. Четыре мазурки опус 41 создавались в 1838-1839 годах, композитор соединил их в целое, сохраняя принцип образного и тонального контраста: характер мазурки № 1 (до диез минор) обозначен как Maestoso, № 2 (ми минор) — как Andantino, № 3 (Си мажор) — как Animato, № 4 (Ля бемоль мажор) — как Allegretto.
Свое последнее Скерцо № 4 Ми-мажор ор. 54 Ф. Шопен написал в 1842 году. Если в творчестве предшественников скерцо было преимущественно частью циклического сочинения, то у Шопена оно становится самостоятельной пьесой. Композитор отказывается и от традиционной трактовки скерцо как «шутки», рассматривая его в первую очередь как возможность передать душевную боль, драматизм ощущений. Скерцо № 4 композитор написал после трагической смерти от чахотки одного из самых близких друзей Я. Матушиньского. Но это не стало поводом для усиления остро трагического звучания. Композитор, напротив, создает блестящую виртуозную пьесу в яркой мажорной тональности, наполненную внутренней силой и одновременно — скрытой болью.
Проф.З.М.Гусейнова
Стоимость билетов 300-350 руб. Аудитория 12+
Обувь на шпильках, фото-видео съёмка запрещены.
Справки и аккредитация по телефонам: (812) 702-60-96
Подробная информация на сайте www.spdm.ru
|