Блюз – один из старейших музыкальных жанров (если говорить об относительно современной музыке – классики касаться всё-таки не будем). И если многие музыкальные критики утверждают, что из блюза вышла вообще большая часть нынешней музыки – что ж, это очень близко к истине. Во всяком случае, без блюза не возникло бы и той, пошедшей из Нового Орлеана, великой джазовой культуры, а уж она действительно определила лицо мировой музыки на десятилетия.
Уже из самого названия («blues» - «печальный») отчётливо видна магистральная линия жанра – исповедь хорошего человека, попавшего в непростую жизненную ситуацию. Тоскливые причитания этакого Дядюшки Тома под слегка расстроенную гитару, слегка подогретые доброй порцией дешёвого алкоголя, кукурузная трубка в зубах – каноничный образ блюзового музыканта.
Многие годы блюз воспринимался исключительно «музыкой чёрных» - не с точки зрения аудитории, а в плане исполнителей. По-настоящему серьёзных белых исполнителей традиционного блюза всегда было – по пальцам перечесть. Дело тут было даже не в сегрегации, расовом неравноправии и прочих не слишком приятных реалиях тогдашней Америки – в конце концов, белые коллективы с большим успехом исполняли джаз задолго до того, как Мартин Лютер Кинг стал менять общественное мнение касательно темнокожих в лучшую сторону. Просто корневой блюз сам по себе был куда более специфичной музыкой, малопригодной для шумных ресторанных вечеринок.
Ситуация стала меняться по-настоящему с развитием рок-н-ролла – и его исполнители быстро поняли, что с ним превосходно сочетаются не только отвязные свинговые мотивы, но и меланхоличные блюзовые. А уж рок-н-ролл был «музыкой белых» без всяких условностей. И соединение рока и блюза сразу же начало давать плоды – Эрик Клэптон, Гэри Мур, наконец, замечательная и трагическая фигура рок-блюзовой мученицы Дженис Джоплин…
А потом появился Том Уэйтс, и его надтреснутый хриплый баритон стал, возможно, самым знаковым блюзовым символом последних лет тридцати. Впрочем, будь Уэйтс просто чистым блюзменом или даже чем-то пограничным, вроде блюз-рокера – всё равно это не сделало бы его настоящей культурной иконой, явлением, чем-то большим, чем внутрижанровая знаменитость. И уж точно он не приобрёл бы такое количество последователей, подражателей и эпигонов по всему миру.
Правда, питерский музыкант с ухарским именем Билли Новик (на самом деле Вадим, но это не важно) вряд ли был бы польщён, если б его назвали эпигоном и, тем более, подражателем Тома Уэйтса. Хотя, казалось бы, все основания для этого имеются: похожий хриплый баритон, определённое сходство самой музыки, ну, и как вишенка на торте, – несусветная шляпа точь-в-точь как у Уэйтса. Да и кавер-версии песен Тома музыканты «Billy’s Band» исполняют нередко – в конце концов, самый первый альбом группы и назывался «Being Tom Waites», и основу его составили именно те самые каверы.
Так что, перед нами тупой безыдейный клон великого американского блюзмена? Никак нет. За годы существования «Billy’s Band» (а группе, на секундочку, уже больше десяти лет) выработали собственный стиль с витиеватым названием «романтический алкоджаз» - и стиль этот при всей его абсурдности и эклектичности, выглядит удивительно цельным и законченным. Уэйтс, «Morphine», Эмир Кустурица и его «Некурящий оркестр» - творчество всех этих непохожих, но удивительно своеобразных артистов в преломлении группы Новика переплавилось в один из самых ярких феноменов современной российской музыки.
Название «алкоджаз» может ввести в заблуждение: сразу приходят на ум что-то из творчества группы «Ленинград», похмельные буйства какого-нибудь, скажем, Пита Доэрти или вообще гурманское смакование Венечки Ерофеева. Всё это не совсем верно: Новик со своим бэндом ставят задачу прямо противоположную – «напиться без вина», вогнать своего слушателя в лёгкий алкогольный транс без употребления собственно алкоголя. И у них это вполне получается – хотя от ассоциаций, конечно, никуда не деться, и атмосфера прокуренного бара, которую к месту и не к месту вспоминают в связи с группой, наличествует, как же без неё.
«Billy’s Band» нередко считают чисто клубной группой, которую будто бы можно услышать исключительно «живьём». Это, конечно, ошибка: ансамбль Новика с 2001-го года записал уже больше десятка пластинок. Но следует признать, живым выступлениям группы в российском музыкальном мире аналоги подобрать действительно очень непросто. Тем паче, что певческий талант – лишь одна из многих граней Новиковского дарования: он не только певец, но и мульти-инструменталист, одинаково хорошо владеющий гитарой, губной гармошкой, пианино и, конечно же, любимым контрабасом.
24, 25 сентября, 20:30
Клуб Jagger
пл. Конституции, 2 (м. Ленинский проспект, Московская)
(812) 923-12-92, 292-20-02
|