Джаз как искусство тем и велик, что древний вроде бы жанр и сейчас живее всех живых. Причём это не искусственно поддерживаемая жизнь коматозного больного на аппарате жизнеобеспечения. И уж тем более это не гальванизированный труп, «Ходячий» из комиксов Роберта Киркмана, который внешне ещё вроде двигается, чего-то даже хрипит и внешне как будто походит на живого — да вот незадача: мёртвый он. К джазу это не имеет никакого отношения: пластичный жанр-хамелеон никогда не останавливается на месте и продолжает успешную колонизацию музыкальной галактики.
И захватывает джаз совершенно разные планеты, которые находятся друг от друга дальше, чем наш Млечный путь от Галактики Сигара. Что может объединять типичных поклонников Дюка Эллингтона и, допустим, Джона Зорна? (При том, что, вполне возможно, поклонники Эллингтона могут вообще не знать про существование Зорна — и наоборот). Только одно: оба этих выдающихся музыканта прославились благодаря джазу. А уж то, что в одном случае это филармонический джаз, который играют музыканты во фраках, а в другом авангардные эксперименты с жёсткими гитарными риффами и нойзовыми эффектами, – дело десятое. Это только доказывает, что джаз эволюционирует как сама жизнь: выражаясь словами Майкла Крайтона из «Парка Юрского периода» – жизнь всегда пробьётся.
Всё то же самое можно сказать про совершенно полярный жанр – хип-хоп. Полярный ли? Ну это как посмотреть. Ведь и джаз изначально зародился как музыка беднейшего и совершенно бесправного негритянского населения, которое после Гражданской войны в США скупало за бесценок инструменты из военных оркестров. И хип-хоп начал развиваться сто лет спустя на улицах таких же нищих негритянских кварталов, где мыкающаяся без дела молодёжь начала вместо бессмысленных побоищ район на район устраивать рэп-поединки.
И вот эти- то два жанра, далёкие и, казалось бы, ни в чём не пересекающиеся, как евклидовы параллельные прямые, повлияли на всю современную массовую культуру, а потом и вовсе сделали финт ушами и пересеклись как прямые Лобачевского (которые на самом деле не пересекаются, но это уже другой вопрос).
Те, кто утверждают, что хип-хоп в музыкальном смысле примитивен и вообще «это не музыка», скорее всего вообще имеют о жанре крайне слабое представление. Это примерно из той же оперы, что и мнение, будто хэви-метал – это когда «волосатые чудища нечленораздельно орут в микрофон». Современная версия классического «Сумбур вместо музыки».
В действительности по сложности аранжировок и собственно музыкальной составляющей хип-хоп уже давно шагнул вперёд от простых и аскетичных, с сухим битом и дребезжащими синтезаторами, рэп-хитов восьмидесятых. Многие композиции современных рэперов, вроде Талиба Квели или Лупе Фиаско, значительно тоньше и сложней аранжированы, чем некоторые хиты из «Золотой коллекции мирового рока», например. Вообще, смешно говорить о слабости музыки в рэпе человеку, который вырос в девяностые и постоянно напевал «На-на-на-на-на-лайф, тыбыдым-дым гэнгстас парадайз», не понимая ни единого слова кроме этого самого «гэнгстас парадайз» – просто мелодия моментально западала в память.
Соединить джаз и хип-хоп тоже придумали не сегодня и даже не несколько лет назад — например, великая, для тонких гурманов и ценителей, группа «Gang Starr» появилась ещё в конце восьмидесятых. И если первые её записи были вполне традиционным и заурядным хип-хопом, то позже Гуру и DJ Премьер додумались очень широко использовать в своём творчестве джазовые мотивы — что сразу выдвинуло группу в первый эшелон мирового рэпа. А позже у неё появились и подражатели, и настоящие идейные наследники...
Но всё-таки это было именно что «использование мотивов». А вот до полного переложения хип-хоповых мотивов на джазовый язык додумались действительно недавно. И одной из первых таких групп стало канадское трио с хлёстким названием «BadBadNotGood».
Канадцев, когда они появились, уместно было сравнивать, наверное с «Апокалиптикой», играющей метал на виолончелях, или, скорее, с британским оркестром укулеле, исполняющим на гавайских гитарах выдающиеся кавер-версии «Нирваны» и Дэвида Бирна. Молодые музыканты из Торонто получили академическое джазовое образование, но встречи их не случилось бы без объединившей канадцев любви к хип-хопу. А если вы любите хип-хоп, но при этом отлично играете джаз — так что может быть логичней, чем их соединить?
Поэтому первые два альбома группы (они, в стиле Питера Габриэла, назывались «I» и «II») по большей части состояли из блистательных джазовых каверов нескольких первостепенных рэп-исполнителей вроде «Odd Future» и Канье Уэста. Эксперименты канадцев были замечены самими авторами оригиналов – и высоко оценены. В консервативном хип-хоп-комьюнити (как и в джазовом, кстати) они тоже были приняты очень тепло.
Всё это позволило группе несколько отойти от переработки чужого материала, и третий альбом (названный, разумеется, «III») уже полностью состоит из собственной музыки. И это не тот случай, когда «в тех местах, где автор не мог найти подходящих строк у великого поэта, вставлены собственные стихи С.К.Киселя...». Третья пластинка канадцев доказала — это яркие и совершенно самостоятельные исполнители, на чью музыку тоже напишут каверы — и, кажется, довольно скоро.
24 июля, 19:00
Клуб Dada
Гороховая, 47 (м. Сенная площадь)
+7 (921) 424-39-69
|