Существует не так много музыкальных жанров, которые могут с одинаковым успехом воспринимать и рафинированные меломаны, и те, кто из всей музыки двадцать лет назад в армии слышал кассету группы «Кино», да тем и ограничился. То есть, конечно, формально есть разница между «Вам не кажется, что здесь используются сэмплы из вариаций Телониуса Монка» и «Пацаны, вот это качает музончик!» - но итог один: нравится и тем и другим.
Одно из таких «универсальных» направлений – жанр с романтическим и таинственным названием «синти-поп». Название это вызывает в голове целую гамму труднообъяснимых ассоциаций: синтетика, драматическая актриса Синтия Ротрок и даже кукла Синди – извечная соперница Барби, бесповоротно проигравшая в конкурентной борьбе. Однако ни к Синди, ни тем паче к актрисе Ротрок жанр отношения не имеет: синти-поп – это мелодичная электронная музыка, а название её происходит от слова «синтезатор», который используется в жанре в промышленных количествах.
Зародился синти-поп в эпоху, когда электронная музыка вообще переживала один из самых интересных периодов своей жизни: параллельно развивался краут-рок, диско было в своём первом и самом высоком зените, и уже гремел на всю Европу пост-панк, который хоть и не был напрямую связан с электроникой, но классическим холодно-отстранённым вокалом сильно повлиял на певческую манеру исполнителей в жанре синти-поп.
Жанр вообще был органически завязан с самого рождения чуть ли не на десятке других стилей и направлений. Поэтому неудивительно, что многие группы, начинавшие в синти-попе, после переходили в смежные жанры – и наоборот. (Есть, скажем, характерный пример группы «Pet Shop Boys», которые начинали именно в этом стиле, а позже перешли к весьма интеллигентному евродэнсу. Есть «Erasure», прошедшие примерно тот же путь. Да всех не перечислишь).
Вообще Великобритания на стыке 70-х и 80-х годов была настоящей кузницей новых жанров, этакой алхимической лабораторией, где старые стили смешивались друг с другом и порождали новые, зачастую совершенно сумасшедшие – но всегда жизнеспособные. Синти-поп был в этом же ряду – он не только зародился в Британии (впрочем, параллельно он развивался ещё и в Японии), но и самые влиятельные группы тоже родом оттуда, с Туманного Альбиона.
Вышеназванные «Pet Shop Boys» и «Erasure» - только верхушка айсберга, а сам айсберг – это и «Duran Duran», и заглянувший в жанр Дэвид Боуи (впрочем, куда только он не заглядывал), и Spandau Ballet… Даже такая великая электронная группа как «Coil» отдала дань синти-попу. А самой известной командой из этой «могучей кучки» по сей день остаются мрачные романтики из Эссекса Дэвид Гаан, Мартин Гор и Эндрю Флетчер, основавшие тридцать три года назад группу «Depeche Mode».
Как это часто бывает, «Depeche Mode» были плотно связаны со многими группами из английской электронной тусовки: например, один из основателей группы, Винс Кларк, ушедший после выхода первого же альбома, позже стал известен как «лысый из «Erasure», который летал под потолком в «Love to Hate You». Однако, в отличие от многих своих коллег, которые долго варились во внутрижанровом бульоне, а потом либо тихо стагнировали, либо просто сменили жанр, «ДепешА», как их у нас называют по сей день (второй вариант – «ДЕпеши»), со временем выработали собственный, ни на что не похожий стиль. И теперь называть «Depeche Mode» чистым синти-попом – это примерно то же самое, что называть Дэвида Боуи «глэм-рокером»: то есть, знать истоки, но совсем не учитывать развитие.
А развитие это было бурным. Скажем, уже к выходу третьего альбома «Depeche Mode» были весьма популярным коллективом, имеющим серьёзную фанатскую базу (покруче, чем даже у «New Order»). Казалось бы, ничто не мешало группе продолжать выпускать славные мелодичные пластиночки в угоду влюблённым фанатам и особенно фанаткам. Но «Депеши» внезапно преобразились – в текстах появилась мрачность и даже готичность, музыка стала тяготеть чуть ли не к индастриалу, а за всю сочинительскую часть стал отвечать Мартин Гор – человек с тяжёлым взглядом и выдающимся талантом композитора.
Если можно вообще говорить, что группа «достигла возраста Христа», то именно до этого рубежа «Depeche Mode» и добрались в этом году – теряя участников, меняя стили, но не сходя с вершин популярности ни на минуту. За это время музыканты записали тринадцать студийных альбомов, из которых как минимум один, «Violator», безусловно останется в сотне лучших рок-альбомов всех времён. А последнюю свою пластинку группа представит на питерском концерте буквально «с пылу с жару» - альбом «Delta Machine» вышел в продажу в марте 2013-го.
24 июня 2013, 20:00
Спортивное сооружение СКК
просп. Юрия Гагарина, 8 (м. Парк Победы)
(812) 388-12-11, 378-17-10
|