Чернокожее население США уж если во что и внесло свой решающий вклад – так это в музыку. Весь массив современной музыкальной культуры стоит на фундаменте, который в позапрошлом веке заложили негритянские невольники на плантациях. Сначала они изобрели блюз, потом, после отмены рабства, – джаз, ну а потом пошло-поехало.
Но это, казалось бы, дела давно минувших дней – не всё ли равно, что они там придумали полтора столетия назад? А вот, оказывается, нет. Если повнимательней всмотреться (вслушаться) в современную массовую музыку, то выяснится, что — ВНЕЗАПНО – негритянские музыканты влияли на неё на протяжении всего двадцатого столетия.
Само собой, это не означает, что они всё взяли и изобрели. Нет, они ещё, например, воспринимали, адаптировали, перекладывали на свой лад. Так, темнокожие выходцы с Ямайки принесли в США регги – и афроамериканцы создали на его основе рэп, который превратился в одну из самых мощных музыкальных индустрий нашего времени.
А взять, например, рок-н-ролл, ставший предтечей и праотцом вообще всех рок-направлений, вплоть до самого экстремального металла? Ведь и он тоже зародился из синтеза классического белого кантри и одного негритянского жанра, и по сей день очень популярного. Имя этому жанру — ритм-энд-блюз.
Про ритм-энд-блюз вообще нужно говорить много и отдельно. В контексте современной музыки его многие знают по сокращению «R&B», что для жанра в какой-то мере стало проклятием. Нет, он, безусловно, сделался очень популярен и коммерчески успешен, но начиная где-то с девяностых гордый крейсер ритм-энд-блюза попался к бизнесменам, которые демонтировали с него орудия, заварили торпедные шахты, капитана, героя многих морских битв, отправили на пенсию, а сам крейсер переименовали в «Арэнби» и стали проводить на нём плавучие вечеринки для среднего класса.
Между тем изначальный ритм-энд-блюз был крайне далёк от нынешнего лаунжа, который слушают в суши-барах девушки-секретарши из офисов средней руки. Современный R&B не то чтобы плох – просто это куда более лёгкий, танцевальный, несерьёзный жанр; и даже признанные шедевры этой музыки – тоже легковесные, быстро забывающиеся. На то нынешний извод «арэнби», в принципе, и рассчитан — быстрая ротация множества хитов или, лучше сказать, шлягеров, которые очень круто западают в подкорку, но выветриваются оттуда через день после того, как их перестают крутить по радио.
Ритм-н-блюз изначальный был куда более сырым, агрессивным и корневым, в нём уже чувствовались зачатки современного рока – не случайно, что этот стиль так удачно получилось так удачно скрестить с кантри-музыкой, получив великого музыкального рок-Франкенштейна. Впрочем, и сам по себе ритм-н-блюз не был однородным течением: в его русле уживались такие непохожие, а иногда и прямо противоречащие друг другу фанк и соул.
Американский певец Леонард Кравиц, больше известный как Ленни, спокойно оперирует всеми этими стилями, добившись признания и как рок-певец, и как исполнитель очень жёсткого, своеобразного ритм-н-блюза с сильным уклоном в фанк. Оно и неудивительно — когда R&B всё больше превращается в жвачку для массового потребления, по-настоящему сильно выделиться можно, вернувшись к корням, к резкому, смелому и свежему прото-фанку. Кравиц очень удачно вошёл в великую американскую R&B-традицию, освящённую именами таких титанов как Джеймс Браун, Джими Хендрикс, Джордж Клинтон и Стиви Уандер. И упоминать Кравица в одном ряду с этими гениями можно вполне — заслужил.
В России Кравиц стал известен году в 1999-м, когда к нам пришла российская версия канала «MTV». Клипы с недавно вышедшего альбома «5» крутили постоянно – чего стоит знаменитая «Fly Away», за которую Ленни получил приз «Грэмми». Однако на Западе Кравиц был известен уже очень давно, и «5», при всём колоссальном коммерческом успехе, не всеми критиками воспринималась, как однозначная вершина его творчества. Некоторые считали, что свои лучшие песни Ленни написал ещё раньше — мнение неоднозначное, но оно свидетельствует о том, что задолго до коммерческого прорыва музыкант уже был солидной величиной.
Кравиц — довольно странная фамилия для афроамериканца, но объяснимая, если знать, что дед и прадед музыканта были... евреями из Украины, а тёмную кожу и модельную внешность он получил в наследство от матери — американской актрисы ямайского происхождения. (Кстати, первая жена у Ленни тоже была актриса — та самая прелестная юная жрица вуду из культового «Сердца ангела» Лиза Боне). Так что нашему человеку Ленни должен быть особенно близок — ведь вполне можно считать его простым советским человеком по имени Лёня Кравец...
Кравиц стал профессиональным музыкантом ещё в конце восьмидесятых (всё его детство и юность прошли посреди музыки), а по-настоящему большой знаменитостью он сделался в 1993-м, с выходом пластинки «Are you gonna go my way». Кравица не назовёшь суперплодовитым исполнителем — за это время он записал девять альбомов: уж очень он разносторонний — другие проекты и съёмки в кино тоже отнимают немало времени. Но в этот раз в Санкт-Петербург Ленни Кравиц приезжает не просто так, а с презентацией своего десятого альбома с лапидарным названием «Strut», который выйдет в конце сентября 2014-го.
24 октября, 20:00
Спортивное сооружение Ледовый дворец
просп. Пятилеток , 1 (м. Проспект Большевиков)
(812) 718-66- 20; (812) 718-66-22
|