Очень редко случается, что весьма незначительное в мировых масштабах государство, чьё население приблизительно в четыре раза меньше населения Москвы, может на что-то серьёзно повлиять. И не просто серьёзно, а именно в этих самых мировых масштабах. Ну, если это не Ватикан и не Швейцария, разумеется.
Небольшое островное государство в Карибском бассейне под названием Ямайка — смогло. Если во время британского колониального правления об этом острове знали преимущественно потребители ямайского рома, то полсотни лет назад, когда Ямайка объявила о своей независимости, начались совсем другие процессы...
Казалось бы, ну что такого? Объявила и объявила. В те годы об отпадении от британской короны кто-нибудь объявлял каждый день, вплоть до, прости Господи, государства Тувалу. В конце концов, что это за Ямайка такая? Это где-то в Индийском океане? И чем же она так знаменита? Вопрос резонный, потому что Ямайка во всех отношениях страна непримечательная. Да, красивая, да, солнечная, да, туристический рай, но ведь Куба или Гавайи в этом плане ничем не хуже. Но есть одна вещь, в которой Ямайка даёт всем государствам Карибского бассейна сто очков вперёд. Это музыка.
Да, совершенно непостижимым образом на сравнительно небольшом острове не просто зародилась крайне самобытная и разнообразная музыкальная культура — она оказала влияние, прямое или косвенное, вообще на всю современную музыку в целом.
Смелое утверждение? Да, если не вспоминать, КАКОЕ количество ныне существующих музыкальных стилей зародилось на Ямайке. Магистральные жанры – калипсо, ска, регги, даб, многочисленные ответвления вроде раггамаффина или ска-панка – всё это пришло в западную музыку именно оттуда, с Ямайки. А если бы не эти жанры, то не появились бы и рэп, ритм-н-блюз, соул... Легендарный Ли «Скрэтч» Перри, один из основоположников хип-хопа Кул Герк, конечно же, великий Боб Марли — все они тоже родом с Ямайки.
Понятно, по какой причине ямайская народная музыка получила такое распространение в западной культуре: Ямайка — англоязычное государство, лежит относительно недалеко от Северной Америки... Так что неудивительно, что большое количество ямайцев в поисках лучшей жизни традиционно перебирались в США. А там их напевные ритмы очень органично наложились на уличные речитативы чернокожих обитателей гетто — с этого и пошла история хип-хопа.
У нас в России «чёрных кварталов» не было, с ямайскими эмигрантами, понятное дело, тоже была напряжёнка — поэтому регги-культура начала проникать к нам очень поздно, уже в конце 90-х, усилиями весьма немногочисленных энтузиастов. Если взять историю среднестатистического русского регги-бэнда, то выяснится, что в начале музыканты чаще всего исполняли нечто совершенно иное, от панка до хеви-метал. Группы, которые изначально играли ямайские стили – это редкое исключение, и появились они почти все уже в «нулевых». Большинство же команд к использованию этих стилей пришло гораздо позже — как те же «Ленинград» и «Ляпис Трубецкой», которые начали «рубить» ска-панк далеко не сразу.
Примерно то же самое можно сказать и про одну из самых известных российских групп, работающих в «ямайских» жанрах, – питерский коллектив «Маркшейдер Кунст». Строго говоря, нельзя однозначно охарактеризовать питерцев как «регги» или «ска»-группу: музыка «Маркшейдеров» настолько разнообразна, что даже сами участники затрудняются с жанровой принадлежностью группы. Очевидно одно — влияние латинской и ямайской музыки на группу очень сильно, и, во всяком случае, она гораздо ближе к «истинному» регги, чем группы, которые лишь используют некоторые атрибуты этой музыки (например, «Ума2рман»).
Начинали, однако, «Маркшейдеры» в ранние девяностые, то есть в те времена, когда слова «рагга» или «рокстеди» у нас в стране были чем-то вроде китайской грамоты. Поэтому неудивительно, что музыку они сначала играли совсем другую (хотя и идеологически близкую): гаражный рок, серф-рок, рокабилли... То есть уже в этом они сильно отличались от основной волны перестроечного-постсоветского рока. Со временем же влияние латиноамериканской культуры на творчество «Маркшейдеров» стало нарастать, и уже к концу девяностых они приобрели то самое своеобразное и оригинальное звучание, которое позволило им не раствориться в океане мировой музыкальной скорби, как это случилось со многими не менее талантливыми музыкантами той поры.
Дело было в том, что питерцы не зацикливались на одном жанре, и, при сохранении узнаваемой стилистики, были очень многогранны: они то могли пробормотать протяжный раггамаффин, а уже в следующую минуту перейти к залихватской румбе. Кстати говоря, известная в Санкт-Петербурге группа «Tresmuchachos & Companeros» – это сайд-проект группы: в общем-то, все те же люди, только играющие музыку с большим акцентом на испаноамериканский и кубинский колорит.
Трудно сейчас поверить, что группа существует уже больше двадцати лет — настолько свежо она звучит. Если учитывать все сторонние проекты, а их у такой формации, конечно, много, то количество записанных альбомов переваливает за десяток. Так что на каждом новом концерте группе «Маркшейдер Кунст» легко удаётся выдерживать золотой баланс между старыми хитами и совсем новым материалом.
24 января, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2 (м. Площадь Ленина)
(812) 907-19-17
|