Россия, пусть даже в очень «клюквенных» её проявлениях, всегда была интересна американцам – даже во времена холодной войны, когда было велико просто человеческое любопытство: чем же там живут эти сумасшедшие russkye, а люди ли они вообще? И потому появлялись «Анна Каренина» с хэппи-эндом и «Братья Карамазовы» с медведями, цыганами и бритоголовым Митей Карамазовым (да и не просто появлялись, но пользовались большой популярностью).
Когда железный занавес стал, скрипя, приоткрываться, американцы отреагировали на это с ещё большей живостью: оказывается, нормальные, человеческие люди жили не только в благословенной Старой России, где хрустели французской булкой и танцевали кадриль с медведями, но и в «демоническом» СССР. Результатом этого эпохального открытия стали апологетические фильмы про русско-американскую дружбу навек. И это не только «Red Heat» с медведоподобным Шварцем, но и, например, трэш 1989-го года про боевых роботов «Robot Jox», где кровные враги, русский и американский пилоты, после продолжительного вышибания друг из друга мозгов, внезапно бросают оружие и демонстрируют братское рукопожатие.
А уж когда занавес окончательно пал (или поднялся?), российская тематика стала эксплуатироваться и вовсе поточным методом. Правда, чаще всего то, что западные творцы понимают под «русским», и сейчас не отличается от Анны Карениной с медведями и в счастливом браке с Распутиным. Другое дело, когда то же самое делают наши (бывшие) соотечественники – получается, конечно, чаще всего тоже трэш, но трэш намеренный, сатирический, с кучей всевозможных подтекстов.
В последнее время таких примеров накопилось немало – взять хотя бы развесёлый джипси-балаган «Gogol Bordello», основанный бывшим украинцем Евгением Гудзем. То, чем они занимаются, - разумеется, вампука, причём чистейшей воды. Но как настоящие художники-авангардисты в совершенстве осваивают сначала классические формы живописи – так и для создания осмысленной «развесистой клюквы» необходимо замечательно знать отечественные реалии.
Участники фантасмагорической группы «Red Elvises» с этими самыми реалиями знакомы не понаслышке: да это и не удивительно, если учесть, что основателей группы зовут Игорь, Олег и Женя. Так что слово «Red» в их названии указывает на очень определённые ассоциации, которые не чужды и американцам. В конце концов, многие жители США, особенно старшего поколения, по инерции относится к нашим соотечественникам как к «этим чёртовым комми». Тут всё понятно.
Гораздо интересней, откуда здесь взялись Элвисы. Согласно легенде, к основателю группы Игорю Юзову во сне пришёл Элвис Пресли (в красном) и повелел создать группу. Впрочем, может, ничего он и не повелевал, а может, даже и не являлся – не важно: главное, группа была создана, а за основу сценического имиджа была взята именно мятущаяся личность Короля рок-н-ролла – но с неуловимо-советскими («Red»!) коннотациями.
В общем-то, Элвис повлиял не только на внешнюю стилистку группы – было бы странно, если б такая команда вдруг начала играть какой-нибудь дет-метал или, упаси господи, рагамаффин. За такое в Америке, где Элвис – священная корова, могли бы и «немножко изувечить». Посему творческая манера «Красных» была предопределена, можно сказать, кармически: рок-н-ролл, рокабилли, лёгкая примесь калифорнийского сёрф-ревайвла и «неповторимого одесского колорита» - вот вам и рецепт успеха.
Правда, чтоб добиться этого самого успеха, пришлось попотеть. «Элвисы», как и вообще многие наши бывшие соотечественники, - классический пример «self made men»-ов. Щедрых раскрутчиков-продюсеров с мешками денег и связями на крупных лейблах нет? Не беда, раскрутимся сами уличными концертами, выступлениями на любой площадке, какую можно найти в США (а их там немало). Кстати, на одном из таких концертов «Элвисы» познакомились с будущими создателями культовой постапокалиптики «Шестиструнный самурай». И вот после того, как группа записала саундтрек к этому фильму и снялась там же в эпизодических ролях – к ней и пришла настоящая известность.
Сейчас «Элвисы» успешно «живут на два дома», давая концерты и в Америке, и в России. Группа существует уже восемнадцать лет – и за это время записаны полтора десятка пластинок, так что на скудность репертуара поклонник «Элвисов» пожаловаться не могут никак. Сотни русско- и англоязычных песен, кавер-версий, старых хитов и нового материала – всё это делает концерты «Элвисов» калейдоскопом, в котором ни одна картинка не похожа на другую.
25 июля, 20:00
Клуб "Зал ожидания"
наб. Обводного канала, 118, ТРК «Варшавский экспресс» (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68, 777-05-05
|